Коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова)

Авторы

  • Жанна Николаевна Авилова Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
  • Ирина Александровна Ботнарюк Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243

Ключевые слова:

коммуникации, молодежь, общение, социальные сети, виртуальное пространство, офлайн, онлайн

Аннотация

Динамические процессы переориентации моделей коммуникаций студенческой молодежи под влиянием развития Интернета обуславливают необходимость актуальной социальной диагностики. В связи с недостаточной изученностью этого вопроса целью исследования является выявление специфики коммуникативных практик студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн. В основе анализа лежат данные опроса «Исследование социальных сетей связей студенческих групп (в сети Интернет)», предпринятого авторами в сентябре – ноябре 2022 года. Результаты исследования показали, что интернет-коммуникации, активно используемые всеми участниками опроса в качестве ресурса практически во всех сферах деятельности, имеют свою специфику, обусловленную рядом функций социальных сетей, а также закономерностями создания и использования медиаконтента различными интернет-сообществами. Повышенная активность в использовании Интернета благоприятствует смещению баланса коммуникации молодых людей в пользу виртуального общения, между тем реальные межличностные контакты сохраняют большую ценность и актуальность для студенческой молодежи. Полученные результаты открывают возможность для принятия управленческих решений по выработке ключевых ориентиров направления эффективной государственной молодежной политики.

Биографии авторов

Жанна Николаевна Авилова, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, Россия

Ирина Александровна Ботнарюк, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

аспирант направления подготовки «Социология управления», Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова,
Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Андрамонова В.В. 2015. Социальные сети: теоретико-методологический аспект исследования. Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 21: 148–152.

Безбогова М.С. 2017. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи. Дис. ... канд. психол. наук: (19.00.05). М., 212 с.

Воробьев В.П., Ретинская В.Н. 2022. Образно-символические аспекты формирования государственной идентичности молодежи в эпоху Интернета. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 1: 59–71.

Григорьева Е.А. 2022. Цифровые неравенства: причины, формы, последствия. Социологические исследования, 2: 161‒163.

Гришаева С.А., Клюваев К.В. 2019. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях. Цифровая социология, 2(3): 4–9. DOI 10.26425/2658-347X-2019-3-4-9.

Игнатов М.А. 2018. Понятие «сеть» в современной науке и философии. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(3): 408–413.

Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. 2022. Социология Интернета. М., Изд-во Юрайт, 424 с.

Кураева С.А. 2017. К методологии исследования социальных сетей. Научные труды московского гуманитарного университета, 5: 5. DOI: 10.17805/trudy. 2017.5.5.

Левин Л.М. 2020. Особенности поведения в социальных сетях у молодежи: поисковое исследование (на примере социальной сети «ВКонтакте»). Человеческий капитал, 1(133): 85–91. DOI: 10.25629/hc.2020.01.09.

Малых С.В. 2020. Формирование виртуальной идентичности университетской молодежи. Социология, 1: 312–316.

Олейникова Е.Ю. 2015. Интернет-практики современного студенчества (на примере вузов г. Хабаровска). Современные проблемы науки и образования, 1(1): 14–17.

Руденкин Д.В., Руденкина А.И. 2019. Интернет в социальной реальности современной российской молодежи: тренды и риски. Juvenis scientia, 1: 43–48.

Самсонова Н.Н. 2018. Особенности социального поведения молодежи, активно использующей различные виды интернет-коммуникаций. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание», 7(8): 60–62.

Тулохонова И.С., Отбоева С.Д. 2018. Интернет-технологии как фактор воздействия на студенческую молодежь. Вестник современных исследований, 93(24): 179–184.

Хусаинова А.Р., Мингазетдинова Р.Ф. 2018. Межличностная коммуникация в социальных сетях. Филологический аспект, 11(43): 253–259.

Чебунина О.А. 2019. Социальные интернет-сети в процессе социализации современной российской молодежи: специфика влияния и социализационные риски. Дис. …канд. социол. наук: (22.00.04). Майкоп, 174 с.

Шарков Ф.И. 2019. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций. Коммуникология, 4: 32–40.

Юдина Е.Н., Захарова С.А. 2015. Социальные сети в свете научных парадигм. Труд и социальные отношения, 3: 22–34.

Marres N. 2017. Digital sociology: The Reinvention of Social Research, Polity Press. Cambridge, UK, 59 p.


Просмотров аннотации: 95

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Авилова, Ж. Н., & Ботнарюк, И. А. (2023). Коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2), 235-243. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)