Между репликой и новацией: к определению фигуры режиссера
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-181-187Ключевые слова:
режиссер, знание, творчество, трансляция, культура, практика, представлениеАннотация
Философско-антропологическое осмысление фигуры режиссера при всей изученности проблем творчества, игры, перформанса, театра, остается недостаточным. Методологическое измерение такого пробела в антропологии представления может быть объяснено сложностью самого объекта, который находится на пересечении собственно театрального, исторического, педагогического, искусствоведческого дискурсов. Авторами представлен анализ трансляции знания от режиссера к актеру и зрителю, трактовка этого процесса как культурно-антропологической практики. Специфика деятельности режиссера раскрывается нами через обращение к методологии М.К. Петрова в его исследованиях проблемы наследования знания. Через концепты трансляции и трансмутации мы приходим к внутреннему противоречию режиссерских практик, связанных с воспроизведением уже имеющегося смыслового содержания, но также непременным требованием запрета на повторение. Вторым контуром противоречий является противоречие между педагогическими и креативными с одной стороны, и административными практиками в деятельности режиссера, с другой стороны.
Скачивания
Библиографические ссылки
Арто А. 2019. Театр и его Двойник Le téâtre et son double. Москва, ABCdesign, 408 с.
Бадью А. 2014. Малое руководство по инэстетике. Пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб., Изд. Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 156 с.
Бараниченко Н.В. 2020. Философско-антропологический анализ перформанса в истории европейской цивилизации. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 45 (1): 158–163.
Барба Э. 2008. Бумажное каноэ: Трактат о Театральной Антропологии. Пер. с фр. М. Александровской. СПб., Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 304 с.
Бахтин М. 1986. Эстетика словесного творчества. М., 445 с.
Борисов С.Н., Черкесова К.И. 2018. Социокоды и технологии хранения информации в первобытной культуре. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(3): 443–448.
Выготский Л.С. 2021. Психология искусства. М., Искусство, 435 с.
Гротовский Е. 2013. Театр и ритуал. URL: https://dokumen.tips/documents/-55cf9a90550346d033a25e7f.html?page=4 (дата доступа: 22.01.2023).
Евреинов Н.Н. 2003. Театр как таковой: (Обоснование театральности в смысле положит. начала сцен. искусства и жизни). Санкт-Петербург, тип. Н.И. Бутковской, [1912], 120 с.
Липовецкий М., Боймерс Б. 2012. Перформансы насилия. Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М., Новое литературное обозрение, 376 с.
Мейерхольд В. 2001. Лекции: 1918—1919. М., О.Г.И., 280 с.
Петров М.К. 1992. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д., изд-во Рост. ун-та, 267 с.
Петров М.К. 1995. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.:16.
Римский В.П. 2003. Миф и религия: к проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. Белгород, Крестьянское дело, 184 с.
Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала. 2017. Под ред. В. П. Римского. М., Канон+, 455 с.
Станиславский К.С. 2017. Работа актера над собой. М., Артист. Режиссер. Театр, 488 с.
Хёйзинга Й. 1997. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М., Прогресс-традиция, 416 с.
Хренов Н.А. 2006. Зрелища в эпоху восстания масс. М., Наука, 646 с.
Шпет Г.Г. 2007. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М., РОССПЭН, 712 с.
Просмотров аннотации: 66
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.