Между репликой и новацией: к определению фигуры режиссера

Авторы

  • Ирина Владимировна Кожаева Белгородский государственный институт искусств и культуры
  • Гэ Цзили Хулунбуирский институт

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-181-187

Ключевые слова:

режиссер, знание, творчество, трансляция, культура, практика, представление

Аннотация

Философско-антропологическое осмысление фигуры режиссера при всей изученности проблем творчества, игры, перформанса, театра, остается недостаточным. Методологическое измерение такого пробела в антропологии представления может быть объяснено сложностью самого объекта, который находится на пересечении собственно театрального, исторического, педагогического, искусствоведческого дискурсов. Авторами представлен анализ трансляции знания от режиссера к актеру и зрителю, трактовка этого процесса как культурно-антропологической практики. Специфика деятельности режиссера раскрывается нами через обращение к методологии М.К. Петрова в его исследованиях проблемы наследования знания. Через концепты трансляции и трансмутации мы приходим к внутреннему противоречию режиссерских практик, связанных с воспроизведением уже имеющегося смыслового содержания, но также непременным требованием запрета на повторение. Вторым контуром противоречий является противоречие между педагогическими и креативными с одной стороны, и административными практиками в деятельности режиссера, с другой стороны.

Биографии авторов

Ирина Владимировна Кожаева , Белгородский государственный институт искусств и культуры

декан факультета режиссуры театрализованных представлений и праздников, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия

Гэ Цзили, Хулунбуирский институт

преподаватель Хулунбуирского института, Хулун-Буир, Внутренняя Монголия, КНР

Библиографические ссылки

Арто А. 2019. Театр и его Двойник Le téâtre et son double. Москва, ABCdesign, 408 с.

Бадью А. 2014. Малое руководство по инэстетике. Пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб., Изд. Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 156 с.

Бараниченко Н.В. 2020. Философско-антропологический анализ перформанса в истории европейской цивилизации. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 45 (1): 158–163.

Барба Э. 2008. Бумажное каноэ: Трактат о Театральной Антропологии. Пер. с фр. М. Александровской. СПб., Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 304 с.

Бахтин М. 1986. Эстетика словесного творчества. М., 445 с.

Борисов С.Н., Черкесова К.И. 2018. Социокоды и технологии хранения информации в первобытной культуре. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(3): 443–448.

Выготский Л.С. 2021. Психология искусства. М., Искусство, 435 с.

Гротовский Е. 2013. Театр и ритуал. URL: https://dokumen.tips/documents/-55cf9a90550346d033a25e7f.html?page=4 (дата доступа: 22.01.2023).

Евреинов Н.Н. 2003. Театр как таковой: (Обоснование театральности в смысле положит. начала сцен. искусства и жизни). Санкт-Петербург, тип. Н.И. Бутковской, [1912], 120 с.

Липовецкий М., Боймерс Б. 2012. Перформансы насилия. Литературные и театральные эксперименты «новой драмы». М., Новое литературное обозрение, 376 с.

Мейерхольд В. 2001. Лекции: 1918—1919. М., О.Г.И., 280 с.

Петров М.К. 1992. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д., изд-во Рост. ун-та, 267 с.

Петров М.К. 1995. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М.:16.

Римский В.П. 2003. Миф и религия: к проблеме культурно-исторической специфики архаических религий. Белгород, Крестьянское дело, 184 с.

Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала. 2017. Под ред. В. П. Римского. М., Канон+, 455 с.

Станиславский К.С. 2017. Работа актера над собой. М., Артист. Режиссер. Театр, 488 с.

Хёйзинга Й. 1997. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. М., Прогресс-традиция, 416 с.

Хренов Н.А. 2006. Зрелища в эпоху восстания масс. М., Наука, 646 с.

Шпет Г.Г. 2007. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М., РОССПЭН, 712 с.


Просмотров аннотации: 36

Поделиться

Опубликован

2023-03-30

Как цитировать

Кожаева , И. В., & Цзили, Г. (2023). Между репликой и новацией: к определению фигуры режиссера. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(1), 181-187. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-181-187

Выпуск

Раздел

Культурология и философия искусства

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)