Фигура подвижника как антропологический тип в публицистике Н. К. Михайловского
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-210-218Ключевые слова:
Н.К. Михайловский, русское народничество, суверенная личность, подвижник, социальная философияАннотация
В центре внимания автора – фигура подвижника, антропологический тип «бунтующего человека», предложенный русский мыслителем-народником Николаем Константиновичем Михайловским (1842–1904). В классификации мыслителя подвижники, в отличие от вольницы, представляют собой пассивный социальный протест. В социальной философии Михайловского общественный идеал подчинен антропологическому, а последний построен на основе этицизма. Тип «бунтующего человека» определяется по форме его устремленности к «правде-справедливости». Вольница представляет активный общественно-политический протест, борьбу за социальное равенство или за равенство социальных привилегий, тогда как подвижник осуществляет борьбу за индивидуальность, добровольно исключая себя из общественной системы, он обретает суверенность в автономном существовании. Немаловажный аспект разработки проблемы суверенной личности в публицистике Михайловского составляют религиозные коннотации термина «подвижник». Народническая мысль под религиозной преданностью идеалам подразумевала способность целостной (интегральной) личности не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Единство знания и действия, волевое усилие, позволяющее человеку стать субъектом исторического процесса, то есть преобразовывать «сущее» в «должное», – это условие, при котором личность проделывает путь от подчиненности к суверенности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Арендт Х. 2000. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., Алетейя, 437 с.
Биллингтон Д. 2001. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., Рудомино, 880 с.
Блохин В.В. 2019. Жандарм литературной республики. Н.К. Михайловский: жизнь, литература, политическая борьба. М., Весь Мир, 256 с.
Виленская Э.С. 1979. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х – начала 80-х годов XIX в. М., Наука, 303 с.
Герцен А.И. 1955. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 6. М., Наука, 549 с.
Костомаров Н.И. 1994. Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. М., Чарли, 638 с.
Леонтьева О.Б. 2011. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала ХХ вв. Самара, ООО «Книга», 448 с.
Михайловский Н.К. 1906. Сочинения: в 6 т. Т. 1. СПб., Русское богатство, VII с., 970 стб.
Михайловский Н.К. 1896а. Сочинения: в 6 т. Т. 3. СПб., Русское богатство, 904 стб.
Михайловский Н.К. 1896б. Сочинения: в 6 т. Т. 4. СПб., Русское богатство, 1020 стб.
Михайловский Н.К. 1897. Сочинения: в 6 т. Т. 6. СПб.: Русское богатство, 934 стб.
Морозов Д.А. 2016. Религиозность и религия в русском революционном народничестве и терроризме в 1870–1880-х гг. Вестник Томского государственного университета, 409: 99–103.
Овсянико-Куликовский Д.Н. 1909. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. СПб., Прометей, IX, 272 с.
Пругавин А.С. 1881. Значение сектантства в русской народной жизни. Русская мысль, 1: 301–363.
Фастовский В.М. 2018. «Это моя вера!» Религиозно-коннотированная лексика в эго-документах народничества конца 1870-х – начала 1880-х годов. Неприкосновенный запас, 1: 52–73.
Фурман Ф.П. 2010. Философские основания дискурсивно-идеологического комплекса народничества: историко-философский анализ. Нижневартовск, Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 209 с.
Щапов А.П. 1908. Сочинения: в 3 т. Т. 3: С биографией А.П. Щапова. СПб., Издание М.В. Пирожкова, CIX, [1], 717, [3] с.
Эткинд A.M. 1997. Народничество и люкримакс: классики филологии о русских сектах. В кн.: Лотмановский сборник: Вып. 2: 100–123.
Юзов И. 1881. Русские диссиденты. Староверы и духовные христиане. СПб., Типография А.М. Котомина, 180 с.
Billington J. 1958. Mikhailovsky and Russian populism. Oxford, Clarendon Press, XVI, 217 p.
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.