Перспективы заключения общественного договора о цифровизации публичного управления
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-4-640-651Ключевые слова:
общественный договор, стейкхолдеры, цифровизация, публичное управление, власть, гражданское обществоАннотация
Сегодня необходим новый общественный договор, который бы отражал реалии цифрового общества. Авторами рассмотрены перспективы заключения общественного договора в условиях цифровизации публичного управления на основе социологического исследования (экспертного и массового опроса), проведенного в 2020–2021 годах. Полученные данные показывают, что преобладающее мнение экспертов относительно общественного договора – это его представление как механизма регулирования взаимодействия органов власти и граждан в цифровом пространстве, распределение между ними прав и обязанностей. Эксперты и опрошенное население выступают за заключение нового общественного договора, в инициировании которого равную роль должны играть государство и структуры гражданского общества. Авторы приходят к выводу, что в силу своего статуса и функционала, а также своей легитимности в глазах населения интересы гражданского общества могут представлять Общественные палаты РФ и ее субъектов, а их сайты в социально-сетевом пространстве стать площадками для организации диалога между гражданами и властью для обсуждения параметров цифровизации общества и публичного управления.
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ/РГНФ в рамках гранта № 20-011-31535 «Публичное управление в цифровом обществе: к новому общественному договору»
Скачивания
Библиографические ссылки
Адамская Л., Ракинцев Д. 2019. Требуются стейкхолдеры. Самоуправление. 1(114): 81–86.
Аузан А.А. 2005. Общественный договор и гражданское общество. Мир России. Социология. Этнология. 14 (3): 3–18.
Буданов В.Г., Белотелов Н.В., Колесова Л.А., Курдюмов В.С., Олескин А.В. 2019. Социальный договор. Отв. ред. А. В. Щербаков. М., Грифон. 95 с.
Василенко Л.А., Зотов В.В., Захарова С.А. 2020. Использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 20 (4): 864–876.
Ильичёва Л.Е., Лапин А.В., Кремер П. 2021. Доверие в системе базовых ценностей России и Германии: последствия пандемии. Проблемы национальной стратегии. 1 (64): 97–118.
Ролз Дж. 2010. Теория справедливости. М.: URSS, 534 с. (Rawls J. 1999. A Theory of Justice: Revised Edition. Oxford: Oxford University Press. 538 p.)
Слепаков С.С. 2016. Четверть века России в новом времени: общественные интересы, глобальная конкуренция и стейкхолдер-менеджмент. Философия хозяйства, 3 (105): 75–83.
Тихонов А.В., Акимкин Е.М., Богданов В.С., Бунов Е.Г., Быков К.В., Градосельская Г.В., Гусейнова К.Э., Докука С.В., Жаворонков А.В., Карпов И.А., Королев А.Л., Леньков Р.В., Мерзляков А.А., , Просянюк Д.В., Рабинович Е.И., Шилова В.А., Щербина В.В. 2017. Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов. Отв. ред. А.В. Тихонов. М., ФНИСЦ РАН, 432 с.
Хабермас Ю. 2001. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб: Наука, 312 с. (Habermas J. 2000. The Inclusion of the Other: Studies in Political Theory / Reprint Edition. Cambridge, MA, 338 p.)
Явлинский Г.А. 2005. Общественный договор – основа долгосрочной экономической стратегии. Мир России, 14 (4): 3–29.
Bonnafous‐Boucher М., Porcher S. 2010. Towards a stakeholder society: Stakeholder theory vs theory of civil society. European Management Review, 7 (4): 205–216.
Brennan J., Buchanan J. 2005. The reason for the rules. Constitutional political economy. Cambridge: Cambridge University Press, 168 p.
Crane A., Matten D., Moon J. 2004. Stakeholders as Citizens? Rethinking Rights, Participation, and Democracy. Journal of Business Ethics, 53(1/2): 107–122.
Freeman R. E. 1984. Strategic Management: a Stakeholder Approach, Boston: Pitman. 279 p.
Freeman R.E. 2020. The Stakeholder Approach Revisited. In: Beschorner T., Brink A., Hollstein B., Hübscher M.C., Schumann O. (eds) Wirtschafts- und Unternehmensethik. Springer VS, Wiesbaden. Pp. 657–671. https://doi.org/10.1007/978-3-658-16205-4_55
Gauthier D. 1997. Political Contractarianism. Journal of Political Philosophy, 5(2): 132–148.
Heath J., Norman W. 2004. Stakeholder Theory, Corporate Governance and Public Management: What Can the History of State-Run Enterprises Teach Us in the Post-Enron Era? Journal of Business Ethics, 53 (3): 247–266.
Nozik R. 2008. Anarchy, state and utopia. New-York, Basic Books, 400 p.
Parmar B.L., Freeman R.E., Harrison J.S., Wicks A.C., Purnell L., Colle S. 2010. Stakeholder Theory: The State of the Art. Academy of Management Annals, 4 (1): 495–581. https://doi.org/10.5465/19416520.2010.495581
Southwood N. 2010. Contractualism and the Foundations of Morality. Oxford, Oxford University Press, 216 p.
Просмотров аннотации: 135
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.