Пифагореизм и индийские истоки платоновской эсхатологии

Авторы

  • Сергей Николаевич Поздняков Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Брянский филиал)

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-4-619-629

Ключевые слова:

Платон, пифагореизм, учение о бессмертии души, метемпсихоз, древнеиндийская мифо-религиозная традиция, межкультурная коммуникация

Аннотация

Автором рассмотрен вопрос влияния пифагореизма на платоновское учение о бессмертии души в контексте кросс-культурного взаимодействия древнеиндийской мифо-религиозной традиции и древнегреческой философии. Установлены объективные трудности в определении характера и степени влияния пифагореизма на эсхатологию Платона. Актуализирована проблема содержания и механизмов межкультурной коммуникации древних цивилизаций в сфере религиозной мудрости. Особое внимание уделено вопросу происхождения и развития древнегреческой доктрины метемпсихоза и возможного влияния на этот процесс религиозной культуры Древней Индии. Предложены к рассмотрению альтернативные источники возникновения учения о метемпсихозе, подтверждающие оригинальность религиозно-философской мысли Древней Греции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Сергей Николаевич Поздняков, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Брянский филиал)

кандидат философских наук, ведущий специалист кафедры правового обеспечения государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Брянский филиал),
г. Брянск, Россия

Библиографические ссылки

Аристотель. 1976. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М., Мысль, 550 с.

Геродот. 1972. История: в 9-ти книгах. Пер. Г.А. Стратановского. Л., Наука, 600 с.

Гомер. 2000. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского, М., Наука, 482 с.

Гомер. 2008. Илиада. Пер. H. И. Гнедича. СПб., Наука, 572 с.

Диоген Лаэртский. 2011. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. М.Л. Гаспарова. М., ACT: Астрель, 570 с.

Еврипид. 1998 Трагедии. В 2-х т. Т. 1. Перев. с древнегреч. Ин. Анненского. М., Ладомир, Наука, 644 с.

Платон. 1990–1994. Собрание сочинений в 4 томах. Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М., Мысль.

Помпоний Мела. 2017. Хорография. Под общей редакцией А.В. Подосинова. М., Русский фонд содействия образованию и науке, 509 с.

Упанишады. 1992. В 3-х книгах. Книга 1. Брихадараньяка Упанишада. Перевод, предисловие и комментарии А.Я. Сыркина. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 243 с.

Андреев Ю.В. 2002. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа. СПб., Дмитрий Буланов, 862 с.

Жмудь Л.Я. 2012. Пифагор и ранние пифагорейцы. М., Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 445 с.

Лаптева М. Ю. 2009. У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI–VI вв. до н.э. СПб., ИЦ Гуманитарная Академия, 512 с.

Лебедев А.В. 2015. «Теогония» Эпименида Критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации. В кн.: Индоевропейское языкознание и классическая филология – XIX. Чтения памяти И.М. Тронского. Материалы международной конференции, проходившей 22–24 июня 2015 г. СПб., Наука: 550–584.

Лосев А.Ф. 2005. Комментарии к диалогам Платона. Компиляция из четырехтомного издания диалогов Платона. Электронная книга. URL: http://psylib.org.ua/books/losew06/index.htm (дата обращения: 25 августа 2020)

Страбон. 1964. География. В 17 книгах. Перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского. М., Наука, 944 c.

Таронян Г.А. 2007. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., Ладомир, 642 c.

Трубецкой С.Н. 2003. Метафизика Древней Греции. М., Наука, 455 c.

Целлер Э. 1996. Очерк истории греческой философии. СПб., Алетейя, 294 с.

Шредер Л.Ю. 1888. Пифагор и индийцы. Журнал Министерства народного просвещения, 10–11, октябрь-ноябрь:1-48, 49-73.

Эберт Т. 2005. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». СПб., изд. СПБГУ, 114 с.

Chattopadhyay A. 1968. Ancient Indian Dietary in the light of Caraka-Samhita. Indo-Asian Culture 17: 57–78.

Cherniss H.F. 1964. Aristotle's Criticism of Presocratic Philosophy. New York, Octagon Books, 418 р.

Brisson L. 2003. Platon, Pythagore et les Pythagoriciens, dans Platon, source des Présocratiques. exploration, éd. par M. Dixsaut et A. Brancacci, Histoire de la philosophie. Paris (Vrin): 21–46.

Bernabé A. 2013. Orphics and Pythagoreans: the Greek perspective. In: On Pythagoreanism. Edited by Gabriele Cornelli, Richard McKirahan, and Constantinos Macris. Berlin. De Gruyter: 117–152.

Bremmer J. 1983. The Early Greek Concept of the Soul. Princeton, NJ, Princeton University Press, 169 р.

Burkert W. 1972. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambridge, Harvard University Press, 535 р.

Burkert W. 1985. Greek Religion. Cambridge, Harvard University Press, 493 р.

Burkert W. 1997. The Orientalizing revolution. Near Eastern Influence on Greek Culture in the Early Archaic Age. Cambridge, Harvard University Press, 226 р.

Huffman C. 2012. Pythagoreans. In: The continuum companion to Plato. Edited by Gerald A. Press. NY. London: 24–26.

Huffman C. 2008. Two Problems in Pythagoreanism. In: Patricia Curd and Daniel W. Graham (eds), Oxford, The Oxford Handbook of Presocratic Philosophy: 284–304.

Keith A.B. 1909. Pythagoras and the Doctrine of Transmigration. Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland, 41: 569–606.

Keith A.B. 1925. The Religion and Philosophy of the Veda and Upanishads. Vol. 2. London, Humphrey Milford Oxford University Press, 683 р.

Rawlinson H.G. 1916. Intercourse between India and the Western World from the Earliest Times to the Fall of Rome. Cambridge, University Press, 196 р.

Rоhde Е. 1925. Рsychе. The Cult of souls and Belief in immortality among the Greeks. London. Kegan Paul, Trench Trubner & Co., Ltd, 626 р.

Sedlar J.W. 1980. India and the Greek World: A Study in the Transmission of Culture. Totowa, New Jersey, Rowman and Littlefield, 381 р.

Jacolliot L. 1870. The Bible in India. Carleton, New York, 325 р.

Walker R.J. 1920. Euripidean fragments. London, Buens Gates & Washboukne Ltd, 66 р.


Просмотров аннотации: 188

Поделиться

Опубликован

2021-12-30

Как цитировать

Поздняков, С. Н. (2021). Пифагореизм и индийские истоки платоновской эсхатологии. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 46(4), 619-629. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-4-619-629

Выпуск

Раздел

История философии и социально-гуманитарных наук

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)