Французская философия классической эпохи и наши дни: два образа современности

Авторы

  • Александр Владимирович Дьяков Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова:

современность, философия, история философии, Просвещение, модерн, постмодерн, рефлексия

Аннотация

Работа посвящена проблеме философской современности как концептуальному понятию, фиксирующему ключевые моменты самоосмысления современной философии. Автором предложено типизировать философскую рефлексию о современности таким образом, чтобы можно было говорить о различных ее моделях. С помощью сравнительного анализа современности классической эпохи и современности нашего времени выделены ключевые моменты в обоих случаях философской рефлексии и обозначены черты их сходства и различия. Отталкиваясь от продуктивной мысли М. Фуко, автор предлагает рассматривать классическую модель современности с точки зрения ее опоры на традицию истории и рождающейся в век Просвещения историографии, тогда как сегодняшняя модель, по мысли автора, отличается радикальным разрывом с исторической традицией и опорой на юридическо-философский дискурс. Автор приходит к заключению о невозможности интегрального определения феномена современности как уникального эпистемологического порога, не принимая в то же время крайностей культурологического определения этого явления как периодически повторяющегося и типически воспроизводимого.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Владимирович Дьяков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского государственного университета,
г. Санкт- Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Жильсон Э. 2011. Дух средневековой философии. Гиффордовские лекции (университет Абердина). М., Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 560 с.

Кант И. 1994. Сочинения. В 8-ми т. Т. 8. М., Чоро, 718 с.

Фуко М. 2010. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году. Пер. А.В. Дьякова. СПб., Наука, 448 с.

Фуко М. 2011. Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1982–1983 учебном году. Пер. А.В. Дьякова. СПб., Наука, 432 с.

Бодрийяр Ж. 2000. Забыть Фуко. Пер. Д. Калугина. СПб., Владимир Даль, 96 с.

Бродель Ф. 1986–1992. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV–XVIII вв. В 3-х т. М., Прогресс.

Йонас Г., 1998. Гностицизм (гностическая религия). СПб., Лань, 384 с.

Слотердайк П. 2009. Критика цинического разума. Пер. А.В. Перцева. Екатеринбург, У-Фактория, 800 с.

Трофимова М.К. 1979. Историко-философские вопросы гностицизма. М., Наука, 216 с.

Фуко М. 2004. Археология знания. Пер. М.Б. Раковой. СПб., Гуманитарная Академия, 416 с.

Фуко М. 1994. Слова и вещи. Пер. В.П. Визгина и Н.С. Автономовой. СПб., A-cad, 408 с.

Хайдеггер М. 1993. Время и бытие. Пер. В.В. Бибихина. М., Республика, 448 с.

Шпенглер О. 1998. Закат Европы. В 2-х т. Пер. И.И. Маханькова. М., Мысль, 1280 с.

Baudrillard J. 1997. Le Paroxyste indifférent. Entretiens avec Ph. Petit. P.: Grasset, 1997.


Просмотров аннотации: 202

Поделиться

Опубликован

2021-03-30

Как цитировать

Дьяков, А. В. (2021). Французская философия классической эпохи и наши дни: два образа современности. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 46(1), 5-11. извлечено от https://nomothetika-journal.ru/index.php/journal/article/view/100

Выпуск

Раздел

История философии и социально-гуманитарных наук