Фигура подвижника как антропологический тип в публицистике Н. К. Михайловского

Авторы

  • Алексей Юрьевич Вязинкин Тамбовский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-210-218

Ключевые слова:

Н.К. Михайловский, русское народничество, суверенная личность, подвижник, социальная философия

Аннотация

В центре внимания автора – фигура подвижника, антропологический тип «бунтующего человека», предложенный русский мыслителем-народником Николаем Константиновичем Михайловским (1842–1904). В классификации мыслителя подвижники, в отличие от вольницы, представляют собой пассивный социальный протест. В социальной философии Михайловского общественный идеал подчинен антропологическому, а последний построен на основе этицизма. Тип «бунтующего человека» определяется по форме его устремленности к «правде-справедливости». Вольница представляет активный общественно-политический протест, борьбу за социальное равенство или за равенство социальных привилегий, тогда как подвижник осуществляет борьбу за индивидуальность, добровольно исключая себя из общественной системы, он обретает суверенность в автономном существовании. Немаловажный аспект разработки проблемы суверенной личности в публицистике Михайловского составляют религиозные коннотации термина «подвижник». Народническая мысль под религиозной преданностью идеалам подразумевала способность целостной (интегральной) личности не только ставить перед собой цели, но и достигать их. Единство знания и действия, волевое усилие, позволяющее человеку стать субъектом исторического процесса, то есть преобразовывать «сущее» в «должное», – это условие, при котором личность проделывает путь от подчиненности к суверенности.     

Биография автора

Алексей Юрьевич Вязинкин , Тамбовский государственный технический университет

кандидат философских наук, доцент кафедры «История и философия», Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Россия  ORCID: 0000-0003-3821-6168

Библиографические ссылки

Арендт Х. 2000. Vita activa, или О деятельной жизни. СПб., Алетейя, 437 с.

Биллингтон Д. 2001. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М., Рудомино, 880 с.

Блохин В.В. 2019. Жандарм литературной республики. Н.К. Михайловский: жизнь, литература, политическая борьба. М., Весь Мир, 256 с.

Виленская Э.С. 1979. Н.К. Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х – начала 80-х годов XIX в. М., Наука, 303 с.

Герцен А.И. 1955. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 6. М., Наука, 549 с.

Костомаров Н.И. 1994. Бунт Стеньки Разина. Исторические монографии и исследования. М., Чарли, 638 с.

Леонтьева О.Б. 2011. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала ХХ вв. Самара, ООО «Книга», 448 с.

Михайловский Н.К. 1906. Сочинения: в 6 т. Т. 1. СПб., Русское богатство, VII с., 970 стб.

Михайловский Н.К. 1896а. Сочинения: в 6 т. Т. 3. СПб., Русское богатство, 904 стб.

Михайловский Н.К. 1896б. Сочинения: в 6 т. Т. 4. СПб., Русское богатство, 1020 стб.

Михайловский Н.К. 1897. Сочинения: в 6 т. Т. 6. СПб.: Русское богатство, 934 стб.

Морозов Д.А. 2016. Религиозность и религия в русском революционном народничестве и терроризме в 1870–1880-х гг. Вестник Томского государственного университета, 409: 99–103.

Овсянико-Куликовский Д.Н. 1909. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 5. СПб., Прометей, IX, 272 с.

Пругавин А.С. 1881. Значение сектантства в русской народной жизни. Русская мысль, 1: 301–363.

Фастовский В.М. 2018. «Это моя вера!» Религиозно-коннотированная лексика в эго-документах народничества конца 1870-х – начала 1880-х годов. Неприкосновенный запас, 1: 52–73.

Фурман Ф.П. 2010. Философские основания дискурсивно-идеологического комплекса народничества: историко-философский анализ. Нижневартовск, Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 209 с.

Щапов А.П. 1908. Сочинения: в 3 т. Т. 3: С биографией А.П. Щапова. СПб., Издание М.В. Пирожкова, CIX, [1], 717, [3] с.

Эткинд A.M. 1997. Народничество и люкримакс: классики филологии о русских сектах. В кн.: Лотмановский сборник: Вып. 2: 100–123.

Юзов И. 1881. Русские диссиденты. Староверы и духовные христиане. СПб., Типография А.М. Котомина, 180 с.

Billington J. 1958. Mikhailovsky and Russian populism. Oxford, Clarendon Press, XVI, 217 p.

Поделиться

Опубликован

2022-07-04

Как цитировать

Вязинкин , А. Ю. (2022). Фигура подвижника как антропологический тип в публицистике Н. К. Михайловского. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(2), 210-218. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-210-218

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество