Греческая пайдейя и византийский восток: кризис и новое восприятие

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-427-436

Ключевые слова:

пайдейя, византийская пайдейя, образование, воспитание, интеллектуальная культура, Античность, Средневековье, византийский гуманизм, В. Йегер, П. Лемерль

Аннотация

Рассмотрены вопросы просвещения и интеллектуальной жизни, их значение в культуре Византийской империи. Важнейшее явление античной культуры, которое было воспринято византийцами, – «пайдейя» (παιδεία) – «воспитание», «образование». Пайдейя как концепция сформировалась под воздействием таких понятий древнегреческой культуры, как агональность (ἀγών), калокагатия (καλὸς κἀγαθός), арете (ἀρετή).  Цель исследования – проследить эволюцию пайдейи в Византийской империи через призму культурной динамики в течение трёх эпох этого государства; определить место пайдейи, её роль в византийском обществе, интеллектуальной сфере. Исследование опирается на научный задел в области античного образования, созданного немецким филологом Вернером Йегером, а также на фундаментальные изыскания в области византийского гуманизма, проделанные французским византологом Полем Лемерлем. Исследование показало, что византийская система образования выдержала социальные катаклизмы Раннего Средневековья и сохранила преемственность с античной пайдейей. Сделаны выводы о том, что деградация образования в византийском обществе привела в эпоху VIII–IX веков к религиозному расколу – иконоборчеству, а в дальнейшем среди византийских интеллектуалов возобладала страстная любовь к античному культурном наследию, сохранённому ими. Это очень серьёзно поспособствовало развитию итало-византийского гуманистического диалога.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Эндрю Брайан Дегг, Институт развития образования

Экскурсовод, Институт развития образования, г. Ростов-на-Дону, Россия.
E-mail: degg@sfedu.ru
ORCID: 0009-0002-0096-9084

Библиографические ссылки

Список литературы

Бондаренко Е. А., Борисов С.Н., Римский В.П. 2014. Культурный капитал и интеллектуальные субкультуры в античном духовном производстве. Статья 1. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право», 28: 5-19.

Буркхардт Я. 1996. Культура Возрождения в Италии. М., Юристъ, 591 с.

Гукова С.Н. 1991. Школа и образование в поздней Византии. В кн.: Культура Византии. XIII – первая половина XV в. Под ред. Г.Г. Литаврина. М., Наука: 395-411.

Дегг Э.Б. 2022. Пайдейя – характерные особенности и эволюция античной системы образования. Южный Полюс. Исследования по истории западной философии, 8: 51-63 51-63. DOI: 10.18522/2415-8682-2022-8-51-63.

Джуринский А.Н. 2000. История педагогики. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 432 с.

Драч Г.В. 2024. Об античном полисе и проблемах происхождения науки и философии: перечитывая Петрова. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(1): 5–16. DOI: 10.52575/2712-746X-2024-49-1-5-16.

Йегер В. 2001. Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1. М., Греко-латинский кабинет

Ю.А. Шичалина. (Jäger W. 1936. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Erster Band. Berlin und Leipzig, Walter de Gruyter & CO).

Карташёв, А. В. 2023. Вселенские соборы в 2 частях. Ч. 2. М., Юрайт, 298 с.

Кущ Т. В. 2017. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. М.; Екатеринбург, Кабинетный учёный, 412 с.

Лемерль П. 2017. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до X века. СПб., Издательский проект «Квадривиум», xiv+482 с. (Lemerle P. 1971. Le premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture a Byzance des origines au Xе siècle. Paris Presses Universitaires de France).

Лосев А.Ф., Шестаков В. П. 1965. История эстетических категорий. М., Искусство, 374 с.

Марру А.-И. 1998. История воспитания в античности (Греция). М., Греко-латинский кабинет ЮА. Шичалина, 425 c. (Marrou H.-I. 1965. Histoire de l' education dans Tantiquite. Paris.).

Ницше Ф. 2001. Рождение трагедии. М., Издательство Ad Marginem, 736 c.

Фрейберг Л.А. 1975. Античное литературное наследие в византийскую эпоху. В кн.: Античность и Византия. Под ред. Л.А. Фрейберг. М., Наука: 5-52.

Burckhardt J. 1998. The Greeks and Greek Civilization. Электронная книга URL: https://archive.org/details/greeksgreekcivil00burc/page/n9/mode/2up (дата обращения: 07 августа 2024).

Kaldellis A. 2007. A Heretical (Orthodox) History of the Parthenon. Электронная книга. URL: https://lsa.umich.edu/content/dam/modgreekassets/Home/Window%20to%20Greek%20Culture/Lectures%20at%20U-M/LaUM_Kaldellis_HereticalParthenon.pdf (дата обращения: 10.08.2024)

Kaldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Classicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. Электронная книга. URL: https://books.google.ru/books?id=CIuOUcai6LkC&printsec= frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.08.2024)

References

Bondarenko E.A., Borisov S.N., Rimskiy V.P. 2014. Cultural capital and intellectual subcultures in ancient mental production. Paper 1. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo», 28: 5-19. (in Russian).

Burckhardt J. 1996. Kul'tura Vozrozhdeniya v Italii [The Civilization of the Renaissance in Italy]. Moscow, Publ. Yurist, 591 p.

Gukova S.N. 1991. Shkola i obrazovanie v pozdney Vizantii [Schools and education in Late Byzantium]. In: Kul'tura Vizantii. XIII - pervaya polovina XV v. [The culture of Byzantium. XIII - the first half of the XV century]. Ed. G.G. Litavrin. Moscow, Publ. Nauka: 395-411.

Degg A.B. 2022. Paideia – characteristic features and evolution of the ancient education system. Yuzhnyy Polyus. Issledovaniya po istorii zapadnoy filosofii, 8: 51-63 (in Russian). DOI: 10.18522/2415-8682-2022-8-51-63.

Dzhurinskiy A.N. 2000. Istoriya pedagogiki [History of pedagogy]. Moscow, Publ. Vlados, 432 p.

Drach G.V. 2024. On the Ancient Polis and the Problem of the Origin of Science and Philosophy: Rereading Petrov. NOMOTHETIKE: Philosophy. Sociology. Law, 49(1): 5–16 (in Russian). DOI:10.52575/2712-746X-2024-49-1-5-16.

Yeger V. 2001. Paydeyya. Vospitanie antichnogo greka. Tom 1 [Paideia. The upbringing of an ancient Greek. Vol. 1]. Translated from German. Moscow, Yuriy Shichalin's Museum Graeco-Latinum. 594 p. (Jäger W. 1936. Paideia. Die Formung des griechischen Menschen. Erster Band. Walter de Gruyter & CO. Berlin und Leipzig).

Kartashev, A. V. 2023. Vselenskie sobory v 2 chastyakh. Ch. 2. [The ecumenical councils in 2 volumes. V. 2]. Moscow, Publ. Yurayt, 298 p.

Kushch T.V. 2017. Na zakate imperii: intellektual'naya sreda pozdney Vizantii. [At Sunset of Empire: The Intellectual Milieu of The Late Byzantium]. Moscow, Ekaterinburg, Publ. Kabinetnyy uchenyy, 412 p.

Lemerl' P. 2017. Pervyy vizantiyskiy gumanizm. Zamechaniya i zametki ob obrazovanii i kul'ture v Vizantii ot nachala do X veka. [Byzantine Humanism: The First Phase. Notes and Remarks on Education and Culture in Byzantium from its Origins to the 10th Century]. Translated from French. Saint-Petersburg, Publ. Kvadrivium, xiv+482 p. (Lemerle P. 1971. Le premier humanisme byzantin. Notes et remarques sur enseignement et culture a Byzance des origines au Xе siècle. Paris Presses Universitaires de France).

Losev A.F., Shestakov V.P. 1965. Istoriya esteticheskikh kategoriy [The history of aesthetic categories]. Moscow, Publ. Iskusstvo, 374 p.

Marru A.-I. 1998. Istoriya vospitaniya v antichnosti (Gretsiya) [A history of education in antiquity]. Translated from French. Moscow, Publ. Yuriy Shichalin's Museum Graeco-Latinum, 425 p. (Marrou H.-I. 1965. Histoire de l' education dans Tantiquite. Paris.).

Nitsshe F. 2001. Rozhdenie tragedii [The Birth of Tragedy]. Moscow, Publ. Marginem, 736 p.

Freiberg L.A. 1975. Antichnoe literaturnoe nasledie v vizantiiskuyu epokhu [Ancient literary heritage in the Byzantine era]. In: Antichnost' i Vizantiya [Antiquity and Byzantium]. Ed. L.A. Freiberg. Moscow, Publ. Nauka: 5-52.

Burckhardt J. 1998. The Greeks and Greek Civilization. E-book. Available at: https://archive.org/details/greeksgreekcivil00burc/page/n9/mode/2up (accessed: 07 August 2024).

Kaldellis A. 2007. A Heretical (Orthodox) History of the Parthenon. E-book. Available at: https://lsa.umich.edu/content/dam/modgreekassets/Home/Window%20to%20Greek%20Culture/Lectures%20at%20U-M/LaUM_Kaldellis_HereticalParthenon.pdf (accessed: 10 August 2024)

Kaldellis A. 2009. The Christian Parthenon. Classicism and Pilgrimage in Byzantine Athens. E-book. Available at: https://books.google.ru/books?id=CIuOUcai6LkC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (accessed: 10 August 2024).


Просмотров аннотации: 0

Поделиться

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Дегг, Э. Б. (2025). Греческая пайдейя и византийский восток: кризис и новое восприятие. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 50(2), 427-436. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-427-436

Выпуск

Раздел

Культурология и философия искусства