И. Соколянский, Л. Выготский и А. Мещеряков: «технология очеловечивания»

Авторы

  • Виктория Анатольевна Нифонтова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Марта Андреевна Нифонтова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-203-212

Ключевые слова:

Л.С. Выготский, развитие, И.А. Соколянский, А. Мещеряков, совместно-разделенная деятельность, слепоглухонемые дети, культурно-историческая теория, Э.В. Ильенков

Аннотация

Психика человека формируется и развивается в процессе взаимодействия с социокультурной средой. Понимание этой идеи особенно важно в контексте современных социальных и культурных перемен.  Работы И. Соколянского, Л. Выготского и А. Мещерякова, посвященные развитию человеческого сознания, социализации и преодолению барьеров для людей с ограниченными сенсорными возможностями, дают ценное теоретическое и практическое обоснование «технологии очеловечивания». Очеловечивание в этом контексте относится к процессу формирования высших психических функций, навыков социальной жизни и личности у человека в условиях обучения и взаимодействия с окружающим миром, в процессе освоения культурных орудий и знаковых систем. В исследовании особое внимание уделено роли практической деятельности в развитии психики, а также рассмотрены этапы формирования высших психических функций у детей с серьёзными нарушениями сенсорного восприятия на опыте Загорского эксперимента. Исследование проблемы формирования высших психических функций у детей с серьёзными нарушениями восприятия позволило выявить основные положения «технологии очеловечивания», предложенной Соколянским, Выготским и Мещеряковым, которые демонстрируют, что человек способен стать полноценным членом общества даже в условиях тяжёлых ограничений восприятия мира. Их идеи служат теоретическим фундаментом для современных подходов в инклюзивном обучении, реабилитации и общем формировании личности. Полученные результаты будут полезны дефектологам, педагогам, психологам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виктория Анатольевна Нифонтова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

аспирант кафедры философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия
E-mail: nifontova@bsuedu.ru

Марта Андреевна Нифонтова, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

студент кафедры иностранных языков, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список литературы

Амонашвили Ш.А. 1995. Размышления о гуманной педагогике. М., Наука, 496 с.

Басилова Т.А. 1989. Иван Афанасьевич Соколянский. Дефектология. № 2: 71-84.

Басилова Т.А. 2006. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского. Культурно-историческая психология, № 3: 8-16.

Выготский Л.С. 1983. Принципы социального воспитания глухонемых детей. URL: https://db.rgub.ru/classics/w/wygotskij_l_s/text_1934_principy_socialnogo_vospitania.shtml (дата обращения: 18 февраля 2024).

Выготский Л.С. 1999. Педагогическая психология. М., Педагогика-пресс, 536 с.

Ильенков Э.В. 2018. Идеальное. И реальность. 1960-1979. М., Канон+, РООН «Реабилитация», 528 с.

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. 2020. Культурно-исторический подход к вопросам образования. Культурно-историческая психология. Том 16. № 4. С. 4–13. DOI: 10.17759/chp.2020160401

Леонтьев А. Н. 1981. Проблемы развития психики. М., НПФ «Смысл», 882 с.

Леонтьев А.А. 1990. Л.С. Выготский. М., Просвещение, 158 с.

Леонтьев А.Н. 1957. Обучение как проблема психологии. Вопросы психологии, № 1: 12.

Майданский А.Д. 2019. Воспитание и природа: Уроки Загорского эксперимента. Философская антропология. Т. 5, № 1: 81–101.

Майданский А.Д. 2020. А.И. Мещеряков о формировании человеческой психики у слепоглухих детей. Клиническая и специальная психология. Том 9. № 4: 188–200.

Майданский А.Д. 2020. Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский эксперимент. URL: https://www.academia.edu/44612623 (дата обращения: 18 февраля 2024).

Мещеряков А.И. 1974. Слепоглухонемые дети: развитие психики в процессе формирования поведения. М., Педагогика, 327 с.

Соколянский И.А. 1927. Организация педагогического процесса по комплексной системе: Методика и методическая техника. Игра, сказка и романтика в работе с детьми. Харьков, Гос. изд-во Украины, 62.

Соколянский И.А. 1962. Обучение слепоглухих детей. В кн.: Обучение и воспитание слепоглухих М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 199 с.

Статьи, конспекты, материалы из личного архива Л.С. Выготского. 1986. Вестник Московского университета, сер. 14 Психология, № 1. URL: https://bookap.info/genpsy/ vygotskiy_stati_konspekty_materialy_iz_lichnogo_arhiva_ls_vygotskogo/?ysclid=m8hugqtxvs386316431 (дата обращения: 14 марта 2024).

Суворов А.В. 2015. Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии. Дефектология. № 6: 3-16.

Gutierrez de Blume A. P., & Montoya D.M. 2021. Differences in metacognitive skills among undergraduate students in education, psychology, and medicine. Revista Colombiana de Psicología, 30(1): 111-130.

Stetsenko A. 2019. Cultural-historical activity theory meets developmental systems perspective: Transformative activist stance and «natureculture». Cultural-historical approaches to studying learning and development: Societal, institutional and personal perspectives. London, Routledge: 249-262.

Stetsenko A. 2023. Natureculture in a transformative worldview: Moving beyond the «interactionist consensus». Cultural-Historical Psychology, Vol. 19, № 1: 20–29. doi:10.17759/chp.2023190103

References

Amonashvili SH.A. 1995. Razmyshleniya o gumannoy pedagogike [Reflections on humane pedagogy]. Moscow, Publ. Nauka, 496 p.

Basilova T.A. 1989. Ivan Afanas'yevich Sokolyanskiy [van Afanasyevich Sokolyansky]. Defektologiya. 2: 71-84

Basilova T.A. 2006. O Sokolyanskom i yego metodakh obucheniya glukhikh i slepoglukhikh detey, tak interesovavshikh Vygotskogo [About Sokolyansky and his methods of teaching deaf and deaf-blind children, which interested Vygotsky so much]. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya, 3: 8-16.

Vygotskiy L.S. 1983. Printsipy sotsial'nogo vospitaniya glukhonemykh detey [Principles of social education of deaf-mute children]. URL: https://db.rgub.ru/classics/ w/wygotskij_l_s/text_1934_principy_socialnogo_vospitania.shtml (accessed: 18 February 2024).

Vygotskiy L.S. 1999. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Publ. Pedagogika-press, 536 p.

Il'yenkov E.V. 2018. Ideal'noye. I real'nost'. 1960-1979 [Ideal. And Reality. 1960-1979]. Moscow, Publ. Kanon+, ROON «Reabilitatsiya», 528 p.

Kravtsov G.G., Kravtsova E.E. 2020. Cultural and historical approach to education issues. Cultural and historical psychology, 16( 4): 4-13. DOI: 10.17759/chp.2020160401

Leont'yev A. N. 1981. Problemy razvitiya psikhiki [Problems of Psyche Development]. Moscow, Publ. NPF «Smysl», 882 p.

Leont'yev A.A. 1990. L.S. Vygotskiy [L.S. Vygotsky]. Moscow, Publ. Prosveshcheniye, 158 p.

Leont'yev A.N. 1957. Obucheniye kak problema psikhologii [Learning as a Problem of Psychology]. Voprosy psikhologii, 1: 12.

Maydanskiy A.D. 2019. Vospitaniye i priroda: Uroki Zagorskogo eksperimenta [Education and Nature: Lessons of the Zagorsk Experiment]. Filosofskaya antropologiya. 5(1): 81–101.

Maydanskiy A.D. 2020. A.I. Meshcheryakov o formirovanii chelovecheskoy psikhiki u slepoglukhikh detey [A.I. Meshcheryakov on the formation of the human psyche in deaf-blind children]. Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. 9(4): 188–200.

Maydanskiy A.D. 2020. L.S. Vygotskiy, I.A. Sokolyanskiy i Zagorskiy eksperiment [L.S. Vygotsky, I.A. Sokolyansky and Zagorsky experiment]. URL: https://www.academia.edu/44612623 (accessed: 18 February 2024).

Meshcheryakov A.I. 1974. Slepoglukhonemyye deti: razvitiye psikhiki v protsesse formirovaniya povedeniya [Deaf-blind children: development of the psyche in the process of behavior formation]. Moscow, Publ. Pedagogika, 327 p.

Sokolyanskiy I.A. 1927. Organizatsiya pedagogicheskogo protsessa po kompleksnoy sisteme: Metodika i metodicheskaya tekhnika. Igra, skazka i romantika v rabote s det'mi [Organization of the pedagogical process according to a comprehensive system: Methodology and methodological technique. Game, fairy tale and romance in working with children]. Khar'kov, Gos. izd-vo Ukrainy, 62.

Sokolyanskiy I.A. 1962. Obucheniye slepoglukhikh detey [Teaching deaf-blind children]. In: Obucheniye i vospitaniye slepoglukhikh. Moscow, Publ. Izd-vo Akad. ped. nauk RSFSR, 199 p.

Stat'i, konspekty, materialy iz lichnogo arkhiva L.S. Vygotskogo [Articles, notes, materials from the personal archive of L.S. Vygotsky]. 1986. Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. 14 Psikhologiya, 1. URL: https://bookap.info/genpsy/vygotskiy_stati_konspekty_ materialy_iz_lichnogo_arhiva_ls_ vygotskogo/?ysclid=m8hugqtxvs386316431 (accessed: 14 Marсh 2024).

Suvorov A.V. 2015. Uroki Zagorskogo eksperimenta v kontekste tiflosurdopsikhologii [Lessons of the Zagorsk experiment in the context of typhlosurdopsychology]. Defektologiya. № 6: 3-16.

Gutierrez de Blume A. P., & Montoya D. M. 2021. Differences in metacognitive skills among undergraduate students in education, psychology, and medicine. Revista Colombiana de Psicología, 30(1): 111-130.

Stetsenko A. 2019. Cultural-historical activity theory meets developmental systems perspective: Transformative activist stance and «natureculture». Cultural-historical approaches to studying learning and development: Societal, institutional and personal perspectives. London, Routledge: 249-262.

Stetsenko A. 2023. Natureculture in a transformative worldview: Moving beyond the «interactionist consensus». Cultural-Historical Psychology, Vol. 19, № 1: 20–29. doi:10.17759/chp.2023190103


Просмотров аннотации: 38

Поделиться

Опубликован

2025-03-30

Как цитировать

Нифонтова, В. А., & Нифонтова, М. А. (2025). И. Соколянский, Л. Выготский и А. Мещеряков: «технология очеловечивания». NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 50(1), 203-212. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-203-212

Выпуск

Раздел

Научные сообщения

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)