Мемориальными путями «Солярного коммунизма» (проблематика памяти и забвения в романе А. Платонова «Чевенгур»)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-2-201-211Ключевые слова:
культура, память, забвение, А. Платонов, роман «Чевенгур»Аннотация
Аннотация. В современной гуманитаристике проявляется большой интерес к мемориальным
аспектам социокультурных процессов. Память выдвигается в качестве антропологической
универсалии, способствующей самоопределению индивида и общества во времени и в
пространстве. В этом смысле несомненным потенциалом обладают литературные тексты. К числу
устойчивых мотивов и образов творчества А. Платонова относятся память и забвение. Роман
Платонова «Чевенгур» расширяет представления об ориентирах культуры, связанных с
возможностью помнить или забывать. Он заостряет внимание на диалогическом характере
отношений памяти и забвения в литературном тексте и в культуре в целом. Писателя интересовало
присутствие и взаимодействие памяти и забвения, различные взаимопереходы между этими двумя
состояниями как в одном персонаже, так и между разными. Не отказываясь от мысли о памяти как
антитезе забвению, ее служении свободе человеческого духа, Платонов одновременно
рассматривал забвение как ресурс памяти, хотя и ограниченный.
Скачивания
Библиографические ссылки
Ассман А. 2019. Забвение истории – одержимость историей. М., Новое литературное обозрение, 610 с.
Аристова Е.П. 2019. Гуманизм после конца человечности: ренессансный мотив «Чевенгура» А. Платонова. В кн.: Размышляя о Платонове. По материалам XVI конференции Института философии РАН с регионами России. М., Голос: 9–27.
Баршт К.А. 2008. Мнемоническая вечность Андрея Платонова. Вопросы философии, 1: 90–107.
Бергсон А. 1992. Материя и память. В кн.: Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М., Изд-во Московского клуба: 160–316.
Бронникова Е.В. 2009. От памяти к беспамятству: к вопросу о типологии персонажей в романе А. Платонова «Чевенгур». Вестник Челябинского государственного университета, 3(143), Филология. Искусствоведение, 29: 13–16.
Гюнтер Х. 2012. По обе стороны от утопии: Контексты творчества А. Платонова. М., Новое литературное обозрение, 216 с.
Кознова И.Е. 2009. Национальное самосознание как взаимодействие памяти и забвения. В кн.: Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки. Материалы 3-й Всероссийской конф. М., ИФРАН: 55–65.
Лотман Ю.М. 2000. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исслед. Заметки (1968–1992). СПб., Искусство, 703 с.
Неретина С.С., Никольский С.А., Порус В.Н. 2019. Философская антропология Андрея Платонова. М., ИФ РАН, 240 с.
Ницше Ф. 1990. К генеалогии морали. В кн.: Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., Мысль: 407–524.
Плаггенборг Ш. 2000. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Окт. Революцией и эпохой сталинизма. СПб., Нева, 414 с.
Подорога В.А. 1990. Евнух души. Позиция чтения и мир Платонова. В кн.: Сознание в социокультурном измерении. М., ИФРАН: 56–83.
Рикёр П. 2004. Память. История. Забвение. М., Изд-во гуманитарной литературы, 725 с.
Трубецкой Е.Н. 1994. Смысл жизни. М., Республика, 431 с.
Хальбвакс М. 2007.Социальные рамки памяти. М., Новое издательство, 348 с.
Яблоков Е.А. 2001. На берегу неба: Роман А. Платонова «Чевенгур». СПб., Дмитрий Буланин, 374 с.
Просмотров аннотации: 682
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.