Соборность и общественность в философии Вл. Соловьева

Авторы

  • Анна Викторовна Тонковидова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
  • Павел Евгеньевич Бойко Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
  • Михаил Олегович Орлов Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-5-13

Ключевые слова:

соборность, всеединство, диалектика, общественность, солидарность, нормальное общество, свободная общинность

Аннотация

Соборность рассматривается в качестве основания традиционных ценностей, которые постулируются в современном обществе в качестве целей деятельности, личного и общественного развития. В связи с этим важно определить онтологию соборности, значение которой в философии В. Соловьева расширяется за пределы исключительной церковности и рассматривается как отражение соборности в общественности. Посредством применения диалектического метода, имманентно присущего соловьевским текстам, нами выявлено, что церковная общественность, светская общественность и церковно-светская общественность в своем основании содержат соборный принцип. Человек в своей деятельности реализует соборность в общественности.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44127 «Взаимодействие светского и религиозного мировоззрения как теологическая проблема: социальные риски, вызовы цифровизации и основания гражданского диалога».

Биографии авторов

Анна Викторовна Тонковидова, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

старший преподаватель кафедры философии, культуроведения и социальных коммуникаций, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Краснодар, Россия

Павел Евгеньевич Бойко , Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, теологии и религиоведения, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Михаил Олегович Орлов , Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

доктор философских наук, декан философ-ского факультета, заведующий кафедрой философии и религиоведения, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия

Библиографические ссылки

Акулинин В.Н. 1990. Философия всеединства: От В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 158 с.

Антонов К.М. 2004. Концепт религиозного обращения в философии Вл. Соловьева. Вестник Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2: 159–189.

Бессчетнова Е.В. 2021. Идея церкви как наилучшего общественного устройства: Ф.М. Достоевский и Вл. С. Соловьев. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, 25(1): 34–43.

Булгаков С.Н. 2008. Два града: исследования о природе общественных идеалов. Москва, Астрель, 783 с.

Лосев А.Ф. 2009. Владимир Соловьев и его время. М., Молодая Гвардия, 617 с.

Орлов М.О. 2008. Место и роль религии в глобальных процессах современности. Власть. 4: 91–94.

Рожков В.П. 2009. Методологические основания "нового религиозного сознания" в философии В.С. Соловьева. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 9(4): 26–31.

Русская идея. 1992. М., Республика, 496 с.

Сидорин В.В. 2012. Интерпретация диалектики Гегеля в «Оправдании добра» В.С. Соловьёва. Соловьевские исследования, 33(1): 140–151.

Сидорин В.В. 2014. В.С. Соловьев и Г.В.Ф. Гегель: диалектические аспекты "Философских начал цельного знания". Соловьевские исследования, 2(42): 67–80.

Соловьев В.C. 2012а. Оправдание добра. М., Институт русской цивилизации, Алгоритм, 656 с.

Соловьев В.С. 1988. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., Мысль, 824 с.

Соловьев В.С. 1989. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., Издательство «Правда», 736 с.

Соловьев В.С. 2012б. Критика отвлеченных начал. М., Директ-Медиа, 474 с.

Соловьев В.С. 2012в. Россия и вселенская церковь. Русская идея. Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии. М., Директ-Медиа, 346 с.

Франк С.Л. 2016. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Москва, Директ-Медиа, 389 с.

Dahm H. 2011. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation. Springer, 34: 321.

Goršak B. 2021. Same Four-Fold Structure of Sobornost and Christian Trilateral Situation Ethics. Res novae, 6: 7–26.

Kline G.L. 1974.Hegel and Solovyov. O’Malley J.J., Algozin K.W., Weiss F.G., editors. Hegel and the History of Philosophy. Springer, Dordrecht: 159–170.

Kojève A. 2018. The Religious Metaphysics of Vladimir Solovyov. In: The Religious Metaphysics of Vladimir Solovyov. Palgrave Pivot, Cham: 15–49.

Posacki Aleksander. 2021.„Sobornost’” jako idealny model „solidarności mistycznej” w kulturze rosyjskiej Is part of: Solidarność: człowiek w sieci zależności społecznych, pod redkcją Jarosława Jagiełły i Karoliny Tytko. Kraków, Uniwersytet Papieski Jana Pawła II w Krakowie. Wydawnictwo Naukowe, 203-214.


Просмотров аннотации: 144

Поделиться

Опубликован

2023-04-24

Как цитировать

Тонковидова, А. В., Бойко , П. Е., & Орлов , М. О. (2023). Соборность и общественность в философии Вл. Соловьева. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(1), 5-13. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-5-13

Выпуск

Раздел

История философии и социально-гуманитарных наук

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)