The Sociological Potential of the Theoretical Model of Conversion to Orthodoxy of St. Theophan (Govorov)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583Keywords:
sociology of conversion, religious conversion, formation of Orthodox identity, religious socializationAbstract
At the present stage of the activation of religious life in its individual and social manifestations, the study of the problem of religious conversion is of particular importance. Despite the availability of publications on this issue, there are practically no studies of the national heritage in the field of sociological study of the process of conversion of Russians to Orthodoxy. The purpose of this theoretical study is to identify and describe the sociological potential of the conceptual model of conversion to Orthodoxy by Theophan (Govorov). The work for the first time offers a sociological conceptualization of the views of Feofan (Govorov) on the main parameters of the process of conversion to Orthodoxy: the sociological meanings and meanings of the conversion process developed by the thinker are described; a meaningful characteristic of the social structure of conversion allocated by him is presented; the social practices, social factors and social features of conversion described by him are classified in the context of socialization and resocialization models of conversion. Some contradictions of the considered conceptual model of conversion are also revealed, its theoretical and methodological possibilities in application to sociological research are indicated, and its empirical verification within the framework of sociological studies of conversion to Orthodoxy of modern Russians is also proposed.
Downloads
References
Игнатьев А.А. 2017. Конверсия религиозная. В кн.: Энциклопедический словарь социологии религии. Под ред. М.Ю. Смирнова. СПб., Платнововской философское общество, 136–138.
Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский 2005. Путь ко спасению. М., «Даръ», 554 с.
Смирнов М.Ю. 2011. Социология религии: словарь. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 412 с.
Антонов К.М. 2003. Феномен религиозного обращения и его значение в истории русской мысли. В кн.: История мысли. Русская мыслительная традиция. М., Вузовская книга: 4–21.
Ардашева Л.А. 2013. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения. Религиоведение, 2: 150–161.¬
Астахова А.С. 2011. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: автореферат диссертация кандидата социологических наук 22.00.04. Казань, 26 с.
Буланова И.С. 2013. Смысловое содержание религиозной конверсии. Религиоведение, 4: 132–138.
Бурнашёва А.А. 2016. Современные отечественные исследования религиозного обращения. Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия», 3: 109–120.
Дорофеева Т.В. 2007. Мотивы обращения в кришнаизм в условиях России. Гуманитарные и социальные науки, 2: 28–40.
Еремичева Г.В. 2005. Религиозный поиск и новые религиозные организации (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге). Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 174–192.
Ипатова Л.П. 2006. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06. М., 178 с.
Исаева В.Б. 2014. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06 . СПб., 241 с.
Любимова А.И. 2009. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 10(1): 70–74.
Моравицкий Я.Б. 2005 Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений. Журнал социологии и социальной антропологии, VIII(4): 102–119.
Пронина Т.С. 2015. Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей. Вестник ТГУ, 9(149): 211–219.
Рязанова С.В. 2018. Выбор православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край). Вестник ПСТГУ. Серия I «Богословие. Философия. Религиоведение», 76: 130–144.
Сабирова Г.А. 2004. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений. В кн.: Устная история и биография: женский взгляд. М., Невский Простор: 191–220.
Сгибнева О.И. 2017. Религиозные конверсии в современной России. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. «Философия», 16(1): 80–85.
Тупахина О.В. 2014. Особенности религиозной биографии современных православных христиан (на основе анализа нарративов). В кн.: Социологические аспекты трансформации российского общества: материалы региональной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург, 20–21 июня 2013 г. СПб., Нестор-История: 85–97.
Трофимов С.В. 2014. Индивидуализм и типы религиозных верующих в ранней теории Д. Эрвье-Леже. Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология», 4: 204–218.
Уфимцева Е.И. 2020. Современные объяснительные модели религиозной конверсии: ограничения и эвристические возможности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология», 20(4): 426–437. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-426-437/
Фолиева Т.А. 2015. Рациональный/интеллектуальный тип религиозного обращения. В кн.: Психология религии: между теорией и эмпирикой. М., Издательство ПСТГУ: 121–136.
Яшин В.Б. 2019 Выбор веры в XX1 веке: факторы религиозной конверсии жителей Омской области в оценках верующего населения и экспертного сообщества региона. Казанский социально-гуманитарный вестник, 1 (36): 65–70.
Abstract views: 82
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.