Суфизм как гностическое учение в исламе

Авторы

  • Юрий Алексеевич Королёв Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-3-478-485

Ключевые слова:

суфизм, гностицизм, ислам, манифестационизм, доктрина

Аннотация

Являясь мистическим течением в рамках исламского креационизма и внешне признавая его доктрины, суфизм представляет по сути дела иную, противоположную исламу, манифестационисткую мировоззренческую традицию. Интерпретируя священные тексты и догматы мусульман с позиции эманационизма, суфизм во многом выходит за пределы ислама, утверждая нетрадиционный для ислама путь познания Бога. Этот путь представляет собой своеобразное восхождение по ступеням духовного совершенства и обретение высшего знания – гносиса. Восприятие суфиями гносиса в качестве высшего этапа богопознания дает основание для проведения сравнительного анализа между главными положениями суфийской доктрины и представлениями гностиков о мире, человеке, Боге и путях Его постижения. В результате этого анализа обнаруживается почти полная тождественность этих двух доктрин (суфизма и
гностицизма), что позволяет сделать вывод о гностическом характере суфизма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Юрий Алексеевич Королёв , Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

кандидат философских наук, магистр религиоведения, доцент кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, г. Орлов, Россия

Библиографические ссылки

Поздеев П. 1886. Дервиши в мусульманском мире. Оренбург, 334 с.

Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502. Пер. с немецкого и коптского. СПб., Алетея, 2004 (Die Gnostishen schriften des Koptischen papyrus Berolinensis 8502.Berlin.Verlag Academie, 1972 р.)

Айтжанова А.К. 2015. Ислам и Веды. Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций.М., Memories, 192 с.

Дафтари Ф. 2004. Краткая история исмаилизма: Традиции мусульманской общины. Пер. с англ. М., АСТ; Ладомир, 273 с. (Farhad Daftary.1998. A Short History of the Ismailis. London, 273 р.)

Ибн Араби. 1998. Наставления ищущему Бога. В кн.: Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., Восточная литература, 322 с.

Кныш А.Д. 2004. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М., Диля, 454 с.

Мец, А. 1996. Мусульманский ренессанс. М., ВиМ, 544 с.

Шиммель А. 2000. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ. М., Алетейа, Энигма, 416 с. (Schimmel Annemarie.2000.Mistical Dimensions of Islam. The University of North Carolina Press, 416 р.)


Просмотров аннотации: 840

Поделиться

Опубликован

2020-10-08

Как цитировать

Королёв , Ю. А. (2020). Суфизм как гностическое учение в исламе. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(3), 478-485. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-3-478-485

Выпуск

Раздел

Религиоведение и социология культуры