Сопряжение идейного и художественного в кинематографе США первой половины ХХ века

Авторы

  • Вадим Геннадьевич Беда Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-417-426

Ключевые слова:

кинематограф США, идейное и художественное, Голливуд, культурные мифы, национальная идентичность

Аннотация

На примере ключевых фильмов США первой половины XX века — «Рождение нации» (1915) Дэвида Уорка Гриффита, а также «Новые времена» (1936) и «Великий диктатор» (1940) Чарльза Спенсера Чаплина – показано, как кинематограф США, объединяя идейную и художественную составляющие, создавал произведения, которые формировали национальную идентичность и способствовали консолидации американской нации. Анализируются монтажные приемы режиссёров, ряд других творческих стратегий, а также роль звука как новой технологии в этих фильмах. Учитывается социально-исторический контекст: благополучная эпоха «ревущих двадцатых», экономически тяжёлые 1930-е годы (Великая депрессия) и начало Второй мировой войны. Сделан вывод о том, что, что фильмы, сочетающие художественность и идейность, являются эффективной «мягкой силой» в идейной пропаганде, в отличие от прямого диктата.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Вадим Геннадьевич Беда, Южный федеральный университет

Аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики, Институт философии и социально-политических наук, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия.
E-mail: vbeda@sfedu.ru

Библиографические ссылки

Список литературы

«Диктатор» Чарли Чаплина. 1941. Интернациональная литература. № 7-8: 202-204

Кукаркин А. В. 1988. Чарли Чаплин. М., Искусство, 287 с.

Радионова Т.Я. 2009. Великая красота молчания (интонация Чаплина и ее пластическое решение). Академические тетради. № 13: 241 -280.

Садуль Ж. 1965. Жизнь Чарли. М., Прогресс, 320 с.

История США. 1985. Т. 3, 1918-1945. Под ред. Г.Н. Севостьянова. М., «Наука», 672 с.

Чаплин Ч. 1991. О себе и своем творчестве: в 2 т. Т. 2. М., Искусство, 349 с.

Griffith D.W. The Rise and Fall of Free Speech in America. Los Angeles, California, 1916.

Gunning T.D.W. Griffith and the Origins of American Narrative Film: The Early Years at Biograph. Chicago, University of Illinois Press, 1994.

Lang, R. The Birth of a Nation: D.W. Griffith, Director. Rutgers University Press, 1994.

Rogin, M. «The Sword Became a Flashing Vision»: D.W. Griffith’s The Birth of a Nation // Representations, No. 9, 1985.

Stokes M.D.W. Griffith’s The Birth of a Nation: A History of the Most Controversial Motion Picture of All Time. — Oxford University Press, 2008.

References

The Dictator by Charlie Chaplin // International Literature. — 1941. No. 7–8. pp. 202–204.

Kukarkin, A.V. Charlie Chaplin / A.V. Kukarkin. — Moscow: Iskusstvo, 1988.

Radionova, T.Ya. The Great Beauty of Silence (Chaplin’s Intonation and Its Plastic Expression) / Academic Notebooks-13, 2009.

Sadoul, G. The Life of Charlie. — 2nd ed., expanded. — Moscow: Progress, 1965.

History of the USA. Vol. 3, 1918–1945 / Ed. by G. N. Sevostyanov. — Moscow: Nauka, 1985.

Chaplin, C.S. About Myself and My Work: In 2 Vols. / C. S. Chaplin. — Vol. 2. — Moscow: Iskusstvo, 1991.

Griffith, D.W. The Rise and Fall of Free Speech in America. Los Angeles, California, 1916.

Lang, R. The Birth of a Nation: D.W. Griffith, Director. Rutgers University Press, 1994.

Lang, R. The Birth of a Nation: D.W. Griffith, Director. Rutgers University Press, 1994.

Rogin, M. «The Sword Became a Flashing Vision»: D.W. Griffith’s The Birth of a Nation // Representations, No. 9, 1985.

Stokes M. D.W. Griffith’s The Birth of a Nation: A History of the Most Controversial Motion Picture of All Time. — Oxford University Press, 2008.


Просмотров аннотации: 1

Поделиться

Опубликован

2025-06-30

Как цитировать

Беда, В. Г. (2025). Сопряжение идейного и художественного в кинематографе США первой половины ХХ века. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 50(2), 417-426. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-417-426

Выпуск

Раздел

Культурология и философия искусства