Первый опыт регламентации полномочий конституционных советов республик в составе Российской Федерации
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-300-307Ключевые слова:
реформирования, субъекты федерации, квазисудебный, нормоконтроль, правовая неопределенность, правовая позицияАннотация
Одним из направлений конституционного реформирования публичной власти современной России является упразднение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и приход им на смену соответствующих квазисудебных структур. Между тем подобное реформирование федерального законодательства не повлекло за собой оперативной корректировки регионального законодательства и реального формирования конституционных (уставных) советов. Эти процессы идут неравномерно и достаточно медленно. Автор предполагает, что причиной, тормозящей эти процессы, является законодательная конструкция, наделяющая на федеральном уровне субъекты Федерации правом, а не возлагающая обязанность по созданию конституционных советов. Цель исследования состоит в сравнении подходов к регламентации полномочий конституционных советов республик в составе Российской Федерации. Сопоставление норм регионального законодательства показывает, что объем полномочий исследуемых органов разнится. Исторический экскурс позволил также рассмотреть полномочия конституционных советов в сравнительном аспекте с полномочиями конституционных (уставных) судов. Сделаны выводы о том, что при имеющемся сходстве нормоконтрольных полномочий судебных и квазисудебных органов имеется определенная специфика, обусловленная особенностями конкретного субъекта Федерации.
Скачивания
Библиографические ссылки
Брежнев О.В. 2023. Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан). Актуальные проблемы российского права, 4: 21-30. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.149.4.021-030.
Галяева И.С. 2023. Предварительный конституционный надзор за региональным законодательством как полномочие конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации: причины появления и проблемы регулирования. Конституционное и муниципальное право, 8: 40-48. DOI: 10.18572/1812-3767-2023-8-40-48.
Карасев А.Т., Савоськин А.В., Мещерягина В.А. 2023. Конституционные советы Республик Адыгея, Башкортостан, Татарстан и Саха (Якутия): кто в лес, кто по дрова? Российское право: образование, практика, наука, 2: 58-67. DOI: 10.34076/2410_2709_2023_2_58.
Клеандров М.И. 2023. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ или конституционные (уставные) советы: следовало ли упразднять эти суды? Российский судья, 10: 40-45. DOI: 10.18572/1812-3791-2023-10-40-45.
Митусова И.А. 2023. Конституционный контроль, в том числе региональный, на современном этапе в Российской Федерации. Конституционное и муниципальное право, 3: 32-35. DOI: 10.18572/1812-3767-2023-3-32-35.
Муратшин Ф.Р. 2022. Конституционные (уставные) советы при парламентах субъектов Российской Федерации: быть или не быть? Правовое государство: теория и практика, 3(65): 93-105. DOI 10.33184/pravgos-2021.3.8.
Сафина С.Б. 2023. Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению. Конституционное и муниципальное право, 5: 41-45. DOI: 10.18572/1812-3767-2023-5-41-45.
Смирнов А.В., Яичникова Ю.С. 2021. Конституционные (уставные) советы при законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации: некоторые размышления. Государственная власть и местное самоуправление, 6: 9-12. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-6-9-12.
Хабибуллина Г.Р. 2023. К вопросу о принципах деятельности и природе Конституционного совета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Адыгея). Образование и право, 7: 143-146. DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-143-146.
Просмотров аннотации: 115
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.