Правовые проблемы выхода России из Всемирной организации здравоохранения
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-153-166Ключевые слова:
международное право, международный договор, специализированное учреждение ООН, денонсация, выход, международная классификация болезней, СССР, пандемияАннотация
В российском политическом дискурсе все чаще и чаще обсуждается вопрос выхода России из Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ), осложненный наличием юридической проблемы – отсутствием положений о добровольном выходе в Уставе организации. Статья посвящена анализу соответствия деятельности ВОЗ декларируемой цели, вопросу юридической значимости нормативных актов организации, а также перспективам выхода из нее.
В работе на основе анализа учредительного договора данной международной организации, принимаемых под ее эгидой нормативных документов, а также международно-правовой доктрины определяются виды нормативных полномочий ВОЗ, их характер и юридическая значимость; определяются способы имплементации норм «мягкого права» в законодательство Российской Федерации; дается оценка инициатив организации, реализация которых противоречит традиционным духовно-нравственным ценностям России и угрожает ее государственному суверенитету. В результате проведенного исследования установлено, что нормотворческие полномочия ВОЗ, включающие право делать рекомендации по вопросам международного здравоохранения, принимать конвенции и в строго определенных случаях устанавливать регламенты, связаны с прямым волеизъявлением государств на этапе принятия. Запрет выхода из организации противоречит принципу государственного суверенитета и может быть осуществлен на основе п.1 (б) и п. 2 ст. 56 Венской конвенции о праве международных договоров и с опорой на опыт СССР. Однако для реализации идеи требуется явно выраженная политическая воля, которая может проявиться и в разрыве отношений и в отказе от неприемлемого при сохранении членства, опираясь на положения Устава, предоставляющие такую возможность.
Скачивания
Библиографические ссылки
Дегтерев Д.А. 2014. Механизмы принятия решений в международных организациях и коллективных наднациональных органах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 4: 88–96.
Иванов В.В. 2010. Теория государства. М., Территория будущего, 272 с.
Каркищенко Е.И. 2004. Нормотворческая деятельность Всемирной Организации Здравоохранения. Московский журнал международного права, 1: 76–84.
Лукашук И.И. 2006. Современное право международных договоров. Т. II. Действие международных договоров. М., Волтерс Клувер, 496 с.
Маличенко В.С. 2021. Формирование международного права здравоохранения. Московский журнал международного права, 4: 6–20.
Михайлов В.С. 1981. К вопросу о так называемых «неактивных членах» международных организаций (на примере членства в ВОЗ). Советский ежегодник международного права, 1981: 204–213.
Осминин Б.И. 2019. Правовые модели прекращения и приостановления государствами действия международных договоров. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 4: 116–133.
Нешатаева Т.Н. 1998. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., Депо, 272 с.
Талалаев А.Н. 2009. Право международных договоров. Том 2: Действие и применение договоров. Договоры с участием международных организаций. М., Зерцало-M, 504 с.
Толстых В.Л. 2021. СOVID-19 и международное право: общие вопросы. Московский журнал международного права, 3: 45–62.
Шерстнева Е.В. 2021. Международное участие в организации производства антибиотиков в СССР: «пенициллиновый проект» Администрации помощи и восстановления Объединенных Наций (1946–1947). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 29(2): 373–378.
Шибаева Е.А. 1966. Специализированные учреждения ООН (Международно-правовые аспекты). М., Международные отношения, 112 с.
Хэ Минцзюнь 2010. К вопросу о праве выхода государства из международной организации. Вестник Московского университета. Сер. 11. Право, 6: 93–101.
Birn A-E, Krementsov N. 2018. ‘Socialising’ primary care? The Soviet Union, WHO and the 1978 Alma-Ata Conference. BMJ Glob Health, 1: 1–15.
Feinberg N. 1963. Unilateral Withdrawal from an International Organization. BYBIL, 39: 163–189.
Fitzmaurice G.G. 1957. Second Report on the Law of Treaties. Document: A/CN.4/107. Extract from the Yearbook of the International Law Commission, II: 1–70.
Helfer L. 2012.Terminating Treaties. The Oxford Guide to Treaties. Ed. by D. Hollis. Oxford, 2: 634–650.
Siddiqi J. 1995. World health and world politics: The World Health Organization and the UN system. London, 272 с.
Singh N. 1958. Termination of Membership of International Organization. L., Praeger, 209 с.
Schermers Henry G. 2003. International institutional law: unity within. 4th rev. Boston., Leiden., Martinus Nijhoff publ., 1302 с.
Widdows K. 1982. The Unilateral Denunciation of Treaties Containing No Denunciation Clause. British Yearbook of International Law, 53: 83–114.
Просмотров аннотации: 176
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.