Повышение уровня образования женщин как фактор снижения рождаемости в развивающихся странах (на примере Латинской Америки)

Авторы

  • И.А. Алешковский Факультет глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова
  • В.Н. Архангельский Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Ю.В. Зинькина РАНХиГС при Президенте РФ

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-2-220-236

Ключевые слова:

образование женщин, рождаемость, Латинская Америка

Аннотация

Проведенный авторами на основе данных национальных переписей населения углубленный анализ современных показателей рождаемости ряда стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Никарагуа и Перу) выявил взаимосвязь между повышением уровня образования женщин и снижением рождаемости. Среднее число рожденных детей в реальных поколениях женщин и динамика этого показателя значительно различаются у женщин с разным уровнем образования. Сделан вывод о том, что увеличение доли женщин, имеющих относительно более высокий уровень образования, способствует снижению показателей рождаемости в латиноамериканских странах. Для выявления механизмов взаимосвязи повышения уровня образования и снижения рождаемости, оценки влияния иных факторов на изменения в репродуктивном поведении необходимо использование данных социологических исследований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Архангельский В.Н. 2006. Факторы рождаемости. М., ТЕИС, 399 с.

Вишневский А.Г. 2005. Демографическая революция. 2-е изд. М., Наука, 240 с.

Демографическая модернизация России: 1900–2000. М., Новое издательство, 2006 с.

Demograficheskaya modernizatsiya Rossii: 1900–2000. [Demographic modernization of Russia: 1900–2000]. M., Novoe izdatel'stvo, 2006 р.

Малева Т.М., Тындик А.О. 2014. Ловушка низкой рождаемости в Москве: высокообразованные бездетные? Регион: экономика и социология, 82(2): 116–136.

Тындик А.О. 2012. Образовательный фактор репродуктивного поведения населения России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 27.

Astorga P., Berges A.R., Fitzgerald V. 2005. The Standard of Living in Latin America during the Twentieth Century. The Economic History Review, 58(4): 765–796.

Benavot A., Riddle P. 1988. The expansion of primary education, 1870–1940: Trends and Issues. Sociology of Education. 61(3): 191–210.

Castro–Martin T., Juarez F. 1995. The Impact of Women's Education on Fertility In Latin America: Searching for Explanations. International Family Planning Perspectives, 21(2): 52–57.

Chesnais J.-K. 1992. The Demographic Transition: Stages, Patterns, and Economic Implications. Oxford, Clarendon Press, 174 р.

Coale A.J., Watkins S.C. 1986. The Decline of Fertility in Europe. Princeton, Princeton University Press, 522 р.

Davis K. 1945. The world demographic transition. Annals of the American Academy of Political and Social Science, 273: 1–11.

Gvirtz S., Beech J., Oria A. 2008. Schooling in Argentina. In: Going to School in Argentina. Ed. by S. Gvirtz, J. Beech. Westport, Greenwood: 5–35.

Livi-Bacci M.A. 2012. Concise History of World Population. 5th ed. London, Wiley-Blackwell, 279 р.

Mariscal E., Sokoloff K.L. 2000. Schooling, Suffrage, and the Persistence of Inequality in the Americas, 1800–1945. In: Political Institutions and Economic Growth in Latin America: Essays in Policy, History, and Political Economy. Ed. by S. Haber. Stanford, CA, Hoover Institution Press Publication: 159–217.

Newland C. 1994. The Estado Docente and Its Expansion: Spanish American Elementary Education, 1900–1950. Journal of Latin American Studies, 26(2): 449–467.

Schiefelbein E., Farrell J. P. 1980. Women, schooling, and work in Chile: Evidence from a longitudinal study. Comparative Education Review, 24(2): 160–179.

Soifer H.D. 2009. The Sources of Infrastructural Power: Evidence from Nineteenth–Century Chilean Education. Latin American Research Review, 44(2): 158–180.

Southwell M. 2013. Schooling and governance: Pedagogical knowledge and bureaucratic expertise in the genesis of the Argentine educational system. Paedagogica Historica, 49: 43–55.


Просмотров аннотации: 730

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Алешковский, И., Архангельский, В., & Зинькина, Ю. (2020). Повышение уровня образования женщин как фактор снижения рождаемости в развивающихся странах (на примере Латинской Америки). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(2), 220-236. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-2-220-236

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии