КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНОГО В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (К РАЗМЫШЛЕНИЯМ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА (ГОВОРОВА))

Авторы

  • П.А. Ольхов Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • И.В. Гончаренко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-172-182

Ключевые слова:

философско-религиозная антропология, христианская философия, индивидуальность, личность, общение, кеносис, экклесия

Аннотация

Исследование трудов епископа Феофана (Говорова) в контексте интеллектуальной истории XIX в. позволяет характеризовать его стиль мышления как холистичный, дефрагментирующий философские, богословские и естественнонаучные суждения о человеке в общей связи с христианской традицией – патристическими представлениями, ученой премудростью и аскетической практикой христианского совершенствования. Авторы предполагают причастность епископа Феофана к пока что малоизученному в России антропологическому движению (teologia anthropologica), поддержанному в начале XIX в. в энциклопедическом круге митрополита Филарета (Дроздова). Проведенный анализ дает возможность трактовать антропологические установки епископа Феофана в связи с платоническими началами русского философско-религиозного самосознания, укорененного в доктринальном исповедании восточной христианской традиции. Отмечено, что представление о человеке целостном в трудах епископа Феофана дает себя знать в его толкованиях причастности человека к Божественному и Сверхъестественному (в теофании и теозисе). Человек целостный, в понимании епископа Феофана, не только онтологически возможен, но и вечно нов: мыслитель трактует его индивидуальность как принципиально неодинокую, личностную, возрождаемую и возрождающуюся в общности (экклезиально), собственным устремлением и в соединении с нетварными Божественными энергиями приобщающуюся к Логосу. Сделан вывод о том, что обстоятельные размышления епископа Феофана о человеке целостном продуктивно соотносятся с современными проблемами философско-религиозной (христианской) антропологии и перспективами их решения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Библиографические ссылки

Алексенко О.В. 2016. Интерпретация свт. Феофаном Затворником антропологии св. апостола Павла. М., 215 с.

Бердяев Н.А. 2007. Алексей Степанович Хомяков. URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/aleksey-stepanovich-homyakov/chitat-onlayn/page-4/ (дата обращения: 30 ноября 2019).

Вальверде К. 2000. Философская антропология. Пер. с исп. Г. Вдовиной. Под ред. Е. Гейнрихса. М., Христианская Россия: 412 с.

Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. 1997. Экклезиология в отечественном богословии. К., 512 с.

Гаврюшин Н.К. 1997. Русская религиозная антропология. Том 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/russkaja-religioznaja-antropologija-tom-1/ (дата обращения: 18 декабря 2019).

Доброхотов А.Л. 2000. Философия и христианство. Сборник докладов конференции «Христианство и философия». М., Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: 5–21.

Дронов Михаил, протоиерей. 1998. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века. Альфа и Омега, 4: 255–271.

Ермичев А.А. 2014. Имена и сюжеты русской философии. СПб., Наука: 710 с.

Зеньковский В.В. 1991а. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., Эго.: 221 с.

Зеньковский В.В. 1991б. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л., Эго: 280 с.

Зеньковский В.В. 1991в. История русской философии. Т. 2. Ч. 1. Л., Эго.: 256 с.

Зеньковский В.В. 1991г. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., Эго.: 269 с.

Иванов М.С. Благодать. В кн.: Православная энциклопедия. 2000. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия». URL: http://www.pravenc.ru/ (дата обращения: 19 ноября 2019).

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. 2002. Личностность и бытие. Перевод с английского С. Чурсанова. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 10: 22–50.

Карсавин Л.П. 1992. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., Ренессанс: 325 с.

Клеман О. 1992. Личность по учению русских философов XIX–XX веков. Православная община, 6 (12): 52–62.

Корнилий (Зайцев), иеромонах. 2016. Учение святителя Феофана, Затворника Вышенского, о душе человека в контексте православной антропологии. Сергиев Посад: 28 с.

Корольков А.А. 2005. Духовная антропология. СПб., Изд-во СПбГУ: 323 с.

Лосский В.Н. 2003. Боговидение. Перевод с французского В.А. Рещиковой М., Издательство АСТ: 64 с.

Мефодий (Зинковский), иеромонах. 2014. Богословие личности в XIX–XX вв. СПб., Издательство Олега Обышко: 320 с.

Нижников С.А. 2012. Метафизика веры в русской философии. М., ИНФРА-М: 313 с.

Никулина Е.Н. 2016. Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. М., 31 с.

Новиков Д.В. 2000а. Христианское учение о человеке. Человек, 5: 116–126.

Новиков Д.В. 2000б. Христианское учение о человеке. Человек, 6: 97–108.

Новиков Д.В. 2001. Христианское учение о человеке. Человек, 1: 119–127.

Святитель Феофан Затворник. 2008a. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. М., Правило Веры: 462 с.

Святитель Феофан Затворник. 1997. Наставления в духовной жизни. М., Отчий дом: 104 с.

Святитель Феофан Затворник. 2010a. Начертание христианского нравоучения. М., Правило веры: 689 с.

Святитель Феофан Затворник. 2007a. Письма о разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., Правило веры: 592 с.

Святитель Феофан Затворник. 2007b. Письма о христианской жизни. М., Правило веры: 448 с.

Святитель Феофан Затворник. 2004. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. М., Правило Веры: 644 с.

Святитель Феофан Затворник. 2005. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составил игумен Феофан (Крюков). М., Даниловский благовестник: 680 с.

Святитель Феофан Затворник. 2008b. Рукописи из кельи. М., Правило Веры: 700 с.

Святитель Феофан Затворник. 2010b. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., Отчий дом: 424 с.

Святитель Феофан Затворник. 1898. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., Афонский русский Пантелеимонов монастырь: 240 с.

Святитель Филарет (Дроздов). 1885. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1. СПб., Синодальная типография: 531 с.

Скола А., Маренго Д., Лопес Х. П. 2005. Богословская антропология. М., Христианская Россия: 384 с.

Соловьев B.C. 1989. Чтения о богочеловечестве. Сочинения в двух томах. Философская публицистика. М., Правда: 736 с.

Сухова Н. Ю. 2010. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах. Филаретовский альманах, 6: 53–54.

Тертышников Г., архимандрит. 2008. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. М., ДАРЪ: 640 с.

Флоренский П.А. 2002. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., Лепта: 812 с.

Флоровский Г.В. 1922. В мире исканий и блужданий. Русская мысль, IV. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/florovsky2.htm (дата обращения: 26 декабря 2019).

Флоровский Г.В. 1991. Пути русского богословия. Вильнюс (репринт: Париж, 1937): 599 с.

Хомяков А.С. 1995. Церковь одна. Сочинения богословские. Публикуется по изданию: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Сочинения богословские. Издание пятое. СПб., Наука: 480 с.

Хоружий С.С. 2001. Антропология православия. В кн.: Новая философская энциклопедия (в 4 томах) под редакцией В.С. Стёпина. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/120/antropologiya-hristianskaya.htm (дата обращения: 25 декабря 2019).

Хоружий С.С. 2003. Богословие соборности и богословие личности: Симфония двух путей православного Богомудрия. URL: http://synergia-isa.ru/biblioteka /biblioteka-horuzhij/#H (дата обращения: 25 декабря 2019).

Хоружий С.С. 1994. После перерыва. Пути русской философии. СПб., Алетейя: 448 с.

Хохлова А.Б. 2011. Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного российского образования: диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск: 218 с.

Чурсанов С.А. 2014. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., Издательство ПСТГУ, 264 с.

Ширяев Г. 2001-2003. Антропология Святителя Феофана Затворника Вышенского. Русское самосознание. № 8: 142-162, № 9: 48-78, № 10: 163-175.

«Antropologia theologica»: rationality as a turning point of the Russian orthodox thought Igor Goncharenko, Aleksandr Litvinenko, Olga Nifontova, Irina Strakhova. APPSCONF. 2019. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13 /shsconf_appsconf2019_01001 /shsconf_appsconf2019_01001. html (дата обращения: 07.09.2019).

Yannaras Ch. 2012. Person, Essence, and Energies [Online] URL: http://synaxisstudy.blogspot.com/2012/04/dr-christos-yannaras-person-essence-and.html (дата обращения: 28 декабря 2019).


Просмотров аннотации: 714

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Ольхов, П., & Гончаренко, И. (2020). КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНОГО В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (К РАЗМЫШЛЕНИЯМ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА (ГОВОРОВА)). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(1), 172-182. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-172-182

Выпуск

Раздел

Научные сообщения