ЦЕННOСТЬ ИНДИВИДУAЛЬНOГO (К ИСТOЛКOВAНИЮ ФЕНOМЕНOЛOГИИ М. ВЕБЕPA В ТPУДAХ A.Я. ГУPЕВИЧA)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-164-171Ключевые слова:
историческое знание, индивидуальность, феноменология, идеальный тип, ценность, М. Вебер, А.И. Неусыхин, А.Я. ГуревичАннотация
Предложены результаты исследования методологических постановок и решений проблемы индивидуальности в эпистемологии исторического знания А.Я. Гуревича. Внимание к феноменологической «понимающей» социологии М. Вебера является ключевым в исследованиях проблемы индивидуального в трудах А.Я. Гуревича. В связи с этим уточнены основные контексты и эпистемологическая семантика исследовательского восприятия и интерпретации Гуревичем веберовских познавательных установок. Обосновано, что когнитивные возможности веберовской эпистемологии обеспечивают историку свободу внутри избираемого им пространства теоретических предположений и первичных категоризаций; проблема индивидуальности для Гуревича является, прежде всего, проблемой экзистенциального выбора самого практикующего историка – упрочения историчности собственного мышления, несводимого к внешним оценкам, дающего себя знать через отнесение к ценностям, готового к новому самопостроению, усмотрению и фактической реконструкции «чужой» индивидуальности в собственно историографических практиках. Намечены перспективы исследования методологических установок А.Я. Гуревича в отношении проблемы индивидуального в их связи с современным состоянием исторической антропологии и в целом теоретических парадигм исторического познания.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бaткин Л.М. 1989. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., Наука, 272 с.
Вебер М. 1990. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс: 345–414.
Гуpeвич A.Я. 1990. Eщe нeсколько зaмeчaний к дискуссии о личности и индивидуaльности в истоpии культуpы. В кн.: Одиссeй. Чeловeк в истоpии. М., Нaукa: 76–89.
Гypeвич A.Я. 2012. Иcтopия иcтopикa. М.-CПб., Цeнтp гyмaнитapных инициaтив, 288 с.
Гуревич А.Я. 1998. Культура средневековья и историк конца XX в. (Фрагменты лекций). В кн.: Гуревич А.Я. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. М., Российск. гос. гуманит. ун-т: 238–317.
Кнабе Г.С. 1990. Изменчивое соотношение двух постоянных характеристик человека. В кн.: Одиссей. Человек в истории. М., Наука: 9–12.
Мильская Л.Т. 1974. А.И. Неусыхин – ученый, педагог, человек. В кн.: Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., Наука: 7–19.
Нeycыхин A.И. 1994. Coциoлoгичecкoe иccлeдoвaниe Мaкca Вeбepa o гopoдe. В кн.: Мaкc Вeбep. Избpaннoe. Oбpaз oбщecтвa. М., Юpиcт: 658–683.
Одиссей. Человек в истории: Личность и общество. 1990. Под ред. А.Я. Гуревича. М., Наука, 222 с.
Ольхов П.А. 2018. Историческая реконструкция как диалогический проект: категориально-речевые и нравственные доминанты А.Я. Гуревича. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 1 (43): 21–32.
Ольхов П.А. 2011. Проблема "чужого Я" в методологии истории А.С. Лаппо-Данилевского (кантианские мотивы). Кантовский сборник, 3(37): 59–66.
Ростиславлева Н.В. 2015. Концепция «идеальных типов» Макса Вебера как полидисциплинарный проект. Вестник РГГУ, 9: 122–129.
Трубникова Н.В. 2004. Марк Блок: образ идеального историка и вызовы современной Франции. Вестник Томского государственного университета, 281: 190–195.
Щeдpинa И.O. 2013. Кyльтypнo-иcтopичecкий пoдхoд A.Я. Гypeвичa к литepaтypнoмy пpoизвeдeнию кaк иcтoчникy иcтopичecких знaний o личнocти. Гyмaнитapныe иccлeдoвaния в Вocтoчнoй Сибиpи и нa Дaльнeм Вocтoкe, 4: 137–142.
Dumoulin O. 2014. Le Rôle social de l'historien: De la chaire au prétoire. Albin Michel, 350.
Dumoulin O. 2000. Marc Bloch. Presses de Sciences Politiques, 329 р.
Radkau J. 2013. Max Weber: Die Lеidеnschaft des Dеnkеns. München, Carl Hanser Verlag, 924 р.
Просмотров аннотации: 639
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.