Оптимизация проведения социологических исследований в регионах (на примере Тверской области)

Авторы

  • Александра Владимировна Вайсбург Тверской государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-190-198

Ключевые слова:

социологические исследования, региональные исследования, рынок, социолог, заказчик, регион, интернет-исследования, пандемия, COVID-19

Аннотация

Период пандемии существенно реструктуризировал рынок социологических исследований, изменил принципы, методологию и методики исследований. При этом остались малоизученными инновационные аспекты деятельности социологов по оптимизации проведения исследований. Целью данного исследования является анализ путей оптимизации проведения прикладных исследований для региональных центров. Данный анализ проведен на основании обобщения опыта исследовательских агентств, классификации мнений экспертов,  эмпирических наблюдений автора в пределах Тверского региона. В результате исследования выявлены возможности изменений выборочной совокупности и использования UX-исследований. Определены возможности использования онлайн интервью, фокус-групп в интернете, Big Data, мобильных опросов, ботов-интервьюеров, Agile UX, дизайн-мышления. Описаны возможности использования ресурсов заказчика; сокращения сроков проведения исследований; преодоления форс-мажорных обстоятельств; подбора команды на удаленной работе. Полученные результаты исследования открывают новое теоретическое направление в исследовании проблем проведения социологических исследований в период пандемии

Биография автора

Александра Владимировна Вайсбург , Тверской государственный технический университет

кандидат социологических наук, доцент,  доцент кафедры социологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет», г. Тверь, Россия

Библиографические ссылки

Касаткина Н.П., Федосеева М.В. Особенности проведения социологических исследований в период пандемии: кейс массового пороса населения URL: http://ncsem.e-mordovia.ru/index.php/analytics/expert-comment/item/135-osobennosti-provedeniya-sotsiologicheskikh-issledovanij-v-period-pandemii-kejs-massovogo-oprosa-naseleniya (Дата обращения 09.08.2021).

Кормушина Ю.К. Проект "РИК-2018" как коллаборативный проект сообществ региональных исследователей общественного мнения В кн.: VIII Грушинская социологическая конференция "Социолог 2.0: трансформация профессии" URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/ plen_shashkin.pdf (Дата обращения 05.05.2020).

Стешин Д.А. Русские деревни умирают молча URL: https://www.vologda.kp.ru/daily/26927.4/3977151/ (Дата обращения 01.12.2019.)

Фирсов А., Макушева М. Вызовы для социологов. Игроки и тренды российского рынка прикладных социологических исследований. Ведомости 7.09.2020 URL: https:// www. vedomosti.ru/society/articles/2020/09/07/838944-vizovi-sotsiologov (Дата обращения: 26.11.2021).

Bryant R., Knight D.M. 2019. The Anthropology of the Future. Cambridge: Cambridge University Press. Expires 2nd December

The State of AI in Market Research 2021. N.Y.: Remesh URL: https://helio.remesh.ai/the-state-of-ai-in-market-research-2021 (Дата обращения 10.08.2021).

Бирюкова С.С. 2021. Новые кадры для новой индустрии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 30–36

Гежа В.Н., Меньшиков И.С., Меньшикова О.Р., Седуш А.О., Яминов Р.И. 2020. Использование лабораторных экспериментов для изучения поведения людей во время пандемии. National Congress on Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, 4: 67–87.

Нестик Т.А., Седова Н.Н., Климанова Е.Г. 2021. Будущее исследовательской индустрии: от конкуренции за бюджеты к поиску партнеров. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 368–386.

Ткачев О.В. 2012. Онлайн-исследования для офлайн-брендов. Онлайн исследования в России 3.0. Под редакцией А.В. Шашкина, И.Ф. Девятко, С.Г. Давыдова. М.: издательский дом "Кодекс": 239–249.

Холявин А.О. 2020. Социальное бездействие на ранних этапах пандемии COVID-19. Социологические исследования, 11: 139-148. DOI: 10.31857/S013216250010722-7

Цветкова А.Г. 2020. Пандемия и поведение россиян: социологический срез. Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение": 72–82. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-4-72-81

Черкашина А.А. 2021. Исследования в Digital: рыночная ситуация, вызовы, возможности. Индустриальный форсайт "Будущее исследовательской индустрии" 2020-2021: сборник. М., ВЦИОМ: 50–65

Ярмак О.В., Страшко Е.В., Шкайдерова Т.В. 2020. Реакция на пандемию Covid-19 интернет-аудиторий Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (по материалам медиа-аналитического исследования). Вестник Института социологии. 11, 3: 121–142. DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.666

Cluley R., Green W., Ower R. 2020. The Changing Role of the Marketing Researcher in the Age of Digital Technology: Practitioner Perspectives on the Digitization of Marketing Research. International Journal of Market Research. 62, 1: 27–24. DOI: 10/1177/1470785319865129

Au A. 2018. Sociology and Science: The Making of a Social Scientific Method. The American Sociologist, 49: 98–115. DOI: 10.1007/s12108-017-9348-y.

Beckert J., Suckert L. 2020. The Future as a Social Fact. The Analysis of Perceptions of the Future in Sociology. Poetics, 22: 314–327. DOI: 10.1016/j.poetic

Chen J., Wu C., Cai S., Torabi M. 2019. Contemporary Theory and Practice of Survey Sampling: A Celebration of Research Contributions of J. N. K. Rao. International Statistical Review. 87, S1 : 1-2. DOI: 10.1111/insr.12312.

Flick U. 2011. Mixing Methods, Triangulation, and Integrated Research. Qualitative Inquiry and Global Crises.132, 1 : 1–79. DOI: 10.4324/9781315421612-7.

Schwemmer C., Wieczorek O. 2020. The Methodological Divide of Sociology: Evidence from Two Decades of Journal Publications. Sociology. 54, 1: 3–21. DOI: 10.1177/0038038519853146.


Просмотров аннотации: 121

Поделиться

Опубликован

2022-07-04

Как цитировать

Вайсбург , А. В. (2022). Оптимизация проведения социологических исследований в регионах (на примере Тверской области). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(2), 190-198. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-190-198

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии