Теория П. Бурдьё в военной социологии: военный капитал и профессиональная мобильность

Авторы

  • Екатерина Николаевна Карлова Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-2-263-273

Ключевые слова:

военный капитал, военная социология, социальное происхождение, социальная мобильность, неравенство, военное образование

Аннотация

Несмотря на отсутствие формальных социальных барьеров в продвижении по военной службе, существуют свидетельства неравных шансов на выбор военной профессиональной траектории и военно-профессиональной мобильность выходцев из разных социальных групп. Продуктивной, но редко применяемой в военной социологии теорией является концепция П. Бурдьё, позволяющая рассматривать военную организацию как социальное поле, в котором формируется военный габитус и накапливается военный капитал. Целью данного исследования является теоретическое обоснование понятия «военный капитал» и эмпирическая оценка значения социального происхождения и культурного капитала курсантов как социальных оснований выбора военной профессии. Исследование показало, что значительная доля курсантов до поступления в военный вуз имела начальный уровень военного капитала в его культурной, физической и социальной формах. Основными средствами продвижения по военной службе курсанты считают командно-административный, образовательный и физический капитал. Проведенное исследование показало эвристический потенциал теории П. Бурдьё для объяснения особенностей профессиональной мобильности военнослужащих внутри армейской иерархии, гражданско-военных отношений, перспектив адаптации военнослужащих после увольнения из армии.

Биография автора

Екатерина Николаевна Карлова, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

cтарший научный сотрудник

Библиографические ссылки

ЕГЭ как способ поступить в вуз: удобства и сложности. Аналитический обзор ВЦИОМ от 22 мая 2019 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ege-kak-sposobpostupit-v-vuz-udobstva-i-slozhnosti (дата обращения: 23 января 2021).

Россия – спортивная страна! Аналитический обзор ВЦИОМ от 13 ноября 2019 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiya-sportivnaya-strana- (дата обращения: 2 февраля 2021).

Социальные лифты: едут или стоят? Аналитический обзор ВЦИОМ. 25 июня 2020 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/soczialhye-lifty-edut-ili-stoyat (дата обращения: 2 февраля 2021).

Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года. Информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики. М. 2020. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 (дата обращения 25.01.2021) (дата обращения: 23 января 2021).

Бурдьё П. 2005. Различение: социальная критика суждения. Экономическая социология, 6(3): 25–48.

Бурдьё П. 2007. Социальное пространство и генезис «классов». В кн.: Социология социального пространства. Пер. с франц.; отв. ред. перевода Шматко, Н.А. СПб, Алетейя, 288 с.

Бурдьё П. 1998. Структура, габитус, практика. Журнал социологии и социальной антропологии, 1(2): 44–59.

Бурдьё П. 2005. Формы капитала. Экономическая социология, 6 (3): 60–74.

Карлова Е.Н. 2021. Воспроизводство социальной структуры Вооруженных Сил в системе военного профессионального образования. Социологические исследования, 2: 81–91.

Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. 2018. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость. М, НИУ ВШЭ, 24 с.

Прахов И.А. 2017. Доступность высшего образования в условиях ЕГЭ: источники возникновения и распространения неравенства. В кн.: Образование и социальная дифференциация. Отв. ред. Карной М., Фрумин И.Д., Кармаева Н.Н. М., Изд. дом Высшей школы экономики: 282–310.

Радаев В.В. 2002. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология, 3 (4): 20–32.

Смирнов А.И. 2015. Трудоустройство и занятость военных пенсионеров. Вестник Института социологии, 15: 129–148.

Шматко Н.А. 2005. «Социальные пространства» Пьера Бурдьё. В кн.: Бурдьё П. Социальное пространство: поля и практики. Пер. с франц.; Отв. ред. перевода, сост. и послесл. Шматко, Н.А. СПб, Алетейя: 576 с.

Abraham T, Cheney A.M., Curran G.M. 2017. A Bourdieusian Analysis of U.S. Military Culture Ground in the Mental Help-Seeking Literature. American Journal of Men’s Health. September:1358-1365. DOI: 10.1177/1557988315596037

Clark S. M., Hack-Polay D., Bal P. M. 2020. Social Mobility and Promotion of Officers to Senior Ranks in the Royal Navy: Meritocracy or Class Ceiling? Armed Forces & Society, 1-23 DOI: 10.1177/0095327X20905118

Cooper L., Caddick N., Godier L., Cooper A., Fossey M. 2016. Transition From the Military Into Civilian Life: An Exploration of Cultural Competence. Armed Forces & Society, 44 (1): 156–177.

Feaver P. D. 2005. Armed Servants: Agency, Oversight and Civil-Military Relations. Harvard: Harvard University Press, 381 р.

Hajjar R. M. 2005. The Public Military High School A Powerful Educational Possibility. Armed Forces & Society, 32 (1): 44–62.

Hinojosa R., Hinojosa M. S., Nguyen J. 2019. Military Service and Physical Capital: Framing Musculoskeletal Disorders Among American Military Veterans Using Pierre Bourdieu’s Theory of Cultural Capital. Armed Forces & Society, 45(2): 268–290.

Huntington, S. P. 1957. The Soldier and the State. The Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge, MA, Belknap Press of Harvard University Press, 534 р.

Janowitz, M. 1960. The Professional Soldier, a Social and Political Portrait. Glencoe, ILL,: Free Press, 464 р.

Kachtan D. G., Binks E. 2020. Soldiers' Perceptions and Expectations of Converting Military Capital – The Cases of Israeli and British Militaries. Sociological Inquiry, 1. DOI: 10.1111/soin.12397.

Laanepere, T., Kasearu K. 2020. Military and Civilian Field–Related Factors in Estonian Reservists’ Military Service Readiness. Armed Forces & Society, August. DOI:10.1177/0095327X20944093.

Cooper L., Caddick N., Godier L., Cooper A., Fossey M., Engward H. A model of military to civilian transition: Bourdieu in action. Journal of Military, Veteran and Family Health, 3 (2): 53–60.

Moelker R., Soeters J. 2008. Van Doorn and Beyond from Teaching Sociology to Interdisciplinary, Problem-Based Learning in Dutch Officer Training. Armed Forces & Society, 35 (1): 36–48.

Pendlebury J. 2019. Bourdieu in the military: the field of officer training in three air forces. In: Soili Paananen & Antti-Tuomas Pulkka (eds.): Processes and practices in military training and education, Helsinki, National Defence University Department of Leadership and Military Pedagogy, 21–40.

Polin B. A., Ehrman C.M. 2020. The Curious Relationship Between Military Service and Entrepreneurial Intentions in Israel. Armed Forces & Society, 46(3): 438–453.

Roth-Dauquet K. Schaeffer F. 2006. AWOL: The Unexcused Absence of America's Upper Classes from Military Service – and How It Hurts Our Country. New York, Harper Collins, 272 р.

Swed O., Butler J.S. Military Capital in the Israeli Hi-tech Industry. 2015. Armed Forces & Society, 41(1): 123–141.


Просмотров аннотации: 113

Опубликован

2021-06-30

Как цитировать

Карлова, Е. Н. (2021). Теория П. Бурдьё в военной социологии: военный капитал и профессиональная мобильность. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 46(2), 263-273. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-2-263-273

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии