ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ПРП. ИОАННА ДАМАСКИНА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ИКОНОПОЧИТАНИЯ

Авторы

  • Н.Н. Михальцов Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью)

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-81-87

Ключевые слова:

философия иконопочитания, богословие, преподобный Иоанн Дамаскин, Лев III, иконоборческие споры, материя

Аннотация

VIII век в истории византийской философии является весьма насыщенным спорами между представителями различных философских систем. Так, в этом периоде мы можем отметить противостояние между традиционной христианской мыслью и крайними взглядами на иконы, материю и формы поклонения. Известно множество подходов к философскому обоснованию иконоборчества, но большинство из них сформулированы в отрыве от теологического и церковно-исторического контекстов, не имеют конкретной текстологической базы в трудах иконоборцев и иконопочитателей. В связи с этим необходимо дополнительно изучить источники и внести ясность в означенный вопрос. Автор рассматривает различные взгляды исследователей относительно причин возникновения иконоборческого движения в Византии в контексте традиционной христологии. Труды прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в. – до 754 г.), самого яркого полемиста с иконоборцами в период начала смуты, проливают свет на причины возникновения движения против святых икон, а также вскрывают богословские и философские корни иконоборческой ереси. В результате исследования сделан вывод, что корни иконоборческого движения находятся в искажённом понимании философии Боговоплощения и в отвержении иконоборцами традиционной философско-теологической парадигмы. Таким образом, автором конкретизирован философско-теологический контекст иконоборческих споров начального периода иконоборчества, что открывает перспективу исследований христологии иконоборческого движения в целом и философии иконопочитания прп. Иоанна Дамаскина в частности.

Библиографические ссылки

Баранов В.А. 2004. Богословская интерпретация иконоборческой надписи в Халки. В кн.: История и теория культуры в вузовском образовании: межвузовский сборник науч-ных трудов. Новосибирск: 181–186.

Баранов В.А. 2009. Иконоборчество. Православная Энциклопедия. Т. 22. М.: 31–44.

Болотов В.В. 1994. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. – репр. изд. 1917 г. М., 599 с.

Иоанн Дамаскин. 2002. Источник знания. М.: Индрик (Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Святоотеческое наследие. Т. 5): 418 с.

Иоанн Дамаскин. 1993. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Репринт 1893 г. СТСЛ: 168 с.

Ириней Лионский. 1996. Против ересей. В кн.: Творения. – репр. изд. 1900 г. М.: 639 с.

Николай (Сахаров). О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобно-го Иоанна Дамаскина «Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы». Альфа и Омега. 2001, 4 (30): 67–81.

Острогорский Г.А. 2011. История Византийского государства. М., Сибирская благо-звонница, 895 с.

Острогорский Г.А. 1927. Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества. Seminarium Kondakovianum. Vol. I. Prague: 38–48.

Сидоров А.И. 1991. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (к вопросу об идейных истоках иконоборчества). Византийский временник. Т. 51. 58–73.

A Patristic Greek Lexicon. 1968.Ed. by G.W.H. Lampe. Oxford: The Clarendon Press, 1568 р.

Alexander P.J. 1958. The Patriarch Nicephorus of Constantinople Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 287 р.

Barnard L. 1977. The Theology of Images. Iconoclasm. Ed. by A. Bryer and J. Herrin. Cen-tre for Byzantine Studies University of Birmingham. Birmangham, 196 р.

Bryer A., Haldon J. 2001.Byzantium in the Iconiclast Era (680-850). The Sources: Annotat-ed Survey. Birmingham Byzantine and Ottoman monographs. Vol. 7. Bodmin, 324 р.

Cross R. 2000. Perichoresis, Deification, and Christological predication in John of Damascis. Mediaeval Studies. Vol. 62: 69–124.

Ladner G. 1940. B. Origin and Significance of the Byzantine Iconoclastic Controversy. Me-dieval Studies. N. Y., Vol. 2: 127–149.


Просмотров аннотации: 661

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Михальцов, Н. (2020). ХРИСТОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ПРП. ИОАННА ДАМАСКИНА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ИКОНОПОЧИТАНИЯ. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(1), 81-87. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-81-87

Выпуск

Раздел

Религиоведение и социология культуры