Аксиология вещного мира повседневной культуры эвенков (философский аспект)

Авторы

  • Адань Белгородский государственный институт искусств и культуры

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-174-180

Ключевые слова:

эвенкийская повседневная культура, мир вещей, природный мир, аксилология, субъект-объектное мироотношение, символическое «присутствие», ценностное отношение, утилитарность, прагматизм, сакрализация, национально-этническая традиция, тунгусский костюм, декорирование, интеграция, трансформация

Аннотация

В современном мире исходное значение и ценность вещи определяются ее многофункциональностью и утилитарной способностью быть частью удобоприемлемых комбинаторских решений, диапазон которых оптимизируется и дополняться нами в зависимости от контекста. Наш ответ лежит в плоскости понимания того, что для эвенкийской модели повседневности характерно не утилитарно-потребительское, доминантно-прагматичное отношение к природе и вещам, а парадигма сакрального-магического взаимодействия с природным и вещным мирами, на основе которого у эвенков исторически сложилась гармония «человек – мир». В общих чертах данную парадигму мы бы сформулировали так: это ценностное отношение к природе как основа миропонимания и мироощущения. Собственно, эта модель, на наш взгляд, обладая аксиологическим зарядом и глубокой философией природы, сформировала в ходе эволюции «собирательный образ» повседневной культуры эвенкийского этноса.

Биография автора

Адань, Белгородский государственный институт искусств и культуры

аспирант кафедры философии, культурологии, науковедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Адань. 2020. Аксиология человекоразмерности знания и культуры. В кн.: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции (Белгород, 12 февраля 2020 г.). Белгород, БГИИК, 334 с.

Алехин К.Д. 2001. Этнокультурная характеристика локального сообщества. Проблемы коммуникативной культуры: на материале эвенков Суринды. Проблемы коммуникативной культуры. Дис. … канд. истор. наук. Новосибирск, 197 с.

Бодрийяр Ж. 1993. Система вещей. М., Рудомино, 123 с.

Болтански Л., Твено Л. 2000. Теоретические проблемы социологии и социальной антропологии. Социология критики и оправдания. Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 66–83.

Борисов С.Н., Борисова О.В., Калинина Г.Н. 2016. Знание и наука: культурно-историческая эволюция и современность. Белгород, ООО «Иридис», 132 с.

Головко В.В. 2009. Сущность и содержание нравственной культуры. Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 170 с.

Гудков Л.Д. 1988. Культура повседневности в новейших социологических теориях. Общие проблемы культуры: Обзорная информация. М., Формкультура, 32 с.

Золотухина-Аболина Е.В. 2003. Повседневность и другие миры опыта. М., Ростов н/Д, МарТ, 192 с.

Капкан М.В. 2016. Культура повседневности. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 110 с.

Серто М. де. 2013. Изобретение повседневности. Искусство делать. СПб., Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 330 с.

Культурные локусы «города» и «деревни» в свете мир-системпого анализа: монография. 2016. Отв. ред. Е.Л. Антонова. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 165 с.

Лелеко В.Д. 2002. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 160 с.

Насу. 2019. Монгольский народный музыкальный инструмент моринхуур в культуре Китая (проблемный ракурс). Гуманитарные ведомости ТГПУ

им. Л.Н. Толстого, 4(32): 76-84.

Рот Юлиана, Г. Коптельцева Г. 2006. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 36 с.

Рыбалкина П.В. 2017. Генезис проектного мышления в истории культуры. Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК, 2(14): 76-80.


Просмотров аннотации: 33

Поделиться

Опубликован

2023-03-30

Как цитировать

Адань. (2023). Аксиология вещного мира повседневной культуры эвенков (философский аспект). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(1), 174-180. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-174-180

Выпуск

Раздел

Культурология и философия искусства