Визуальное восприятие искусства как первый шаг в познании культурно-мировоззренческой основы цивилизации

Авторы

  • Р.А. Лопин Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-2-289-298

Ключевые слова:

культура, цивилизация, искусство, религия, православие, история, храм, икона, календарь, образ, символ, Россия

Аннотация

Актуализированы проблемы бережного отношения к визуально-художественным образам традиционной культуры, которые неразрывны с духовными основами формирования культурно-цивилизационного пространства. Показано, как человек в культурно-цивилизационном пространстве соединяется с окружающими его предметами материальной культуры не только по принципу определения их утилитарных качеств, но и в естественном чувстве гармонии и красоты окружающего мира, выражающего духовные идеалы культуры. Они являются фактором выражения и формирования мировоззренческих основ человека, ей принадлежащего, от которых напрямую зависят положения, принятые для руководства в его жизни, его убеждения: социальные, политические, религиозные и др. Данный фактор исторически свойственен процессу культурной идентификации человека и присущ любой цивилизации.

Библиографические ссылки

Борзова Е.П. 2002. История мировой культуры. СПб, Лань: 672 с.

Бургуэн Ж. 2006. Календарь. История и современность. М., Астрель; АСТ. 144 с.

Буркхардт Т. 2009. Искусство ислама. Язык и значение. Таганрог, Ирби: 288 с.

Губарева О.В. 2006. Божия Матерь в Ее иконах. Опыт художественно-богословского анализа. М., Паломник: 160 с.

Емохонова Л.Г. 2007. Художественная культура буддизма. М., Издательский центр «Академия»: 96 с.

Кузнецов В.П. 1997. История развития формы креста. Краткий курс православной ставрографии. М., Альманах «Жизнь вечная»: 40 с.

Кин М. 2006. Религии мира. Харьков, «Клуб семейного Досуга»: 240 с.

Любимов Л.Д. 1976. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. М., Просвещение: 320 с.

Новоселов М.А. 2004. Догмат и мистика в Православии, Католичестве, Протестантстве. М., Лепта-Пресс: 384 с.

Переслегин С.Б. 2005. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М., АСТ; СПб, Terra Fantastica: 619 с.

Самсонова Е.М., Ковальчук М.А. 2017. Индийская скульптура: от архаики до средневековья (XXII в. до н. э. – XVII в. н. э.). Хабаровск, Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та: 200 с.

Спекторский Е.В. 2013. Христианство и культура. М., Центр стратегической конъюнктуры: 360 с.

Трубецкой Е. 1993. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. В кн.: Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология. Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. М., Прогресс: 195–219.

Цеханская К.В. 2013. Почитание православных святынь в России. М., Паломник: 400 с.


Просмотров аннотации: 603

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Лопин, Р. (2020). Визуальное восприятие искусства как первый шаг в познании культурно-мировоззренческой основы цивилизации. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(2), 289-298. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-2-289-298

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество