Право и идея высшей нравственной справедливости у славянофилов и почвенников

Авторы

  • Тамара Ивановна Липич Белгородский государственный национальный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-7200-0411
  • Дмитрий Васильевич Липич Белгородский государственный националь-ный исследовательский университет https://orcid.org/0000-0001-5046-029X

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-847-854

Ключевые слова:

мировоззрение, закон, справедливость, право, мораль, религия, нравственность, традиции, юридическая норма

Аннотация

 На протяжении всего XIX века в отечественной философии права не утихали споры о формировании справедливого гражданского общества, в котором был бы найден баланс между религией, моралью и правом. В современном российском обществе появилась потребность в изучении наследия прошлого, и прежде всего, анализа философско-правовых взглядов славянофилов и почвенников. Они заложили фундамент осмысления нравственно-правового идеала в русской религиозно-философской мысли, основанного на традиционных ценностях, соблюдении принципов соборности в государственном и общественном устройстве. Авторами рассмотрены вопросы законности как одного из важных элементов понимания славянофилами государственно-правового идеала. В результате выявлено, что славянофилы и почвенники видели объективную связь между общественными отношениями и нормами правового регулирования. Особо отмечали, что правовые обычаи должны формироваться на основе традиций и местных условий в культурной, хозяйственной, бытовой и других сферах жизни общества. Славянофилы и их последователи считали, что определяющим в обществе должен быть примат внутренней правды (справедливости) над внешней (юридическим законом). Авторами сделан вывод о том, что в качестве идеала христианского устройства общества славянофилы провозглашали такое сообщество людей, где люди будут творить добро без внешнего принуждения в виде законов и юридических норм. 

Биографии авторов

Тамара Ивановна Липич , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г.Белгород, Россия.

Дмитрий Васильевич Липич, Белгородский государственный националь-ный исследовательский университет

аспирант Юридического института Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия.

Библиографические ссылки

Список источников

Аксаков К.С. 1889. Полное собрание сочинений. Т. 1: Сочинения исторические. М., Университетская типография, 632 с.

Аксаков К.С. 2014. Сборник статей. М., Книга по Требованию, 634 с.

Бердяев Н.А. 2007. Константин Леонтьев. Алексей Степанович Хомяков. М., АСТ, 445 с.

Григорьев Ап. 1930. Плачевные размышления о деспотизме и вольном рабстве мысли (Из записок ненужного человека). Воспоминания: 151-152.

Достоевский Ф.М. 2004. Собр. Сочинений. В 9 т. Т. 9. Кн. 2. Дневник писателя. М., Астрель, 603 с.

Киреевский И.В. 1911. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к гр. Е.Е. Комаровскому). В кн.: Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., Типография Императорского университета, 300 с.

Киреевский И.В. 2007а. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. В кн.: Духовные основы русской жизни. М., Институт русской цивилизации, 445 с.

Киреевский И.В. 2007б. В ответ А.С. Хомякову. В кн.: Духовные основы русской жизни. М., Институт русской цивилизации, 445 с.

Страхов Н.Н. 2010. Борьба с Западом. М.: Институт русской цивилизации, 576 с.

Хомяков А.С. 1900а. К сербам. В кн.: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений в 8 т. М., Университетская типография, 420 с.

Хомяков А.С. 1900б. О юридических вопросах. В кн.: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений в 8 т. М., Университетская типография, 420 с.

Хомяков А.С. 1900в. По поводу статьи И.В. Киреевского. В кн.: Хомяков А.С. Полное собрание сочинений в 8 т. М., Университетская типография, 420 с.

Хомяков А.С. 2008. Всемирная задача России. В кн.: Православие. Самодержавие. Народность. М., Институт русской цивилизации, 568 с.

Хомяков Д.А. 2011. Самодержавие (опыт схематического построения этого понятия). В кн.: Православие. Самодержавие. Народность. М., Институт русской цивилизации, 568 с.

Список литературы

Васильев АА. 2012. Консервативная правовая доктрина России: общетеоретические аспекты. М., Юрлитинформ, 332 с.

Клименко Т.М. 2011. Справедливость как принцип права. Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 1(4): 109–136.

Киреев А.А. 2012. Учение славянофилов. М., Институт русской цивилизации, 631 с.

Шипов Д.Н. 2007. Воспоминания и думы о пережитом. М., РОССПЭН, 678 с.


Просмотров аннотации: 93

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Липич , Т. И., & Липич, Д. В. (2022). Право и идея высшей нравственной справедливости у славянофилов и почвенников. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(4), 847-854. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-847-854

Выпуск

Раздел

Научные сообщения