Медиакультура в процессах социализации молодежи в современном обществе

Авторы

  • Михаил Дмитриевич Черкашин Юго-Западный государственный университет
  • Рашид Рамазанович Дагаев Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-736-746

Ключевые слова:

личность, социализация личности, медиасоциализация, идентичность личности, виртуальная реальность, виртуальные сообщества, киберпространство

Аннотация

Глобализация, информатизация, постиндустриализация фиксируют данность:
в современном мире социальная реальность выстраивается по принципиально новым алгоритмам, которые, безусловно, не могут не отражаться на социализации и идентичности личности и приводят к их глубинным трансформациям. Несмотря на то, что проблема личности всегда была одной из главных в философии, она не может существовать изолированно от общества, которое постоянно приобретает новые характеристики, что требует обновленных концепций личности и ее социализации. Целью данного исследования является теоретическое осмысление влияния медиакультуры на процесс социализации современной молодежи. Методологической основой работы явились философские концепции исследователей, которые в той или иной мере рассматривали проблемы, связанные с трансформацией личности под влиянием социокультурных факторов. Результатом исследования явилась концептуализация трансформации личности и ее социализации в современном общественном бытии в условиях информационной цивилизации. Полученные результаты открывают возможность для принятия управленческих решений по выработке ключевых ориентиров направления эффективной государственной молодежной политики.

Биографии авторов

Михаил Дмитриевич Черкашин , Юго-Западный государственный университет

 кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии, Юго-Западный государственный университет,
г. Курск, Россия.

Рашид Рамазанович Дагаев , Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

старший преподаватель кафедры теории и тех-нологии социальной работы, Чеченский госу-дарственный университет им. А.А. Кадырова,
г. Грозный, Россия.

Библиографические ссылки

Бабушкин Д.А., Двойненко М.О. 2021. Актуальные вопросы киберсоциализации субъектов образовательного процесса. Инновационное развитие профессионального образования, 4(32): 105–111.

Видная О.Е., Меркушина Е.А. 2021. Параметры медиасоциализации молодежи: современный ракурс. Знак: проблемное поле медиаобразования, 4(42): 94–104.

Данилова М.А. 2009. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения: автореф. дисс. ... канд. соц. наук. Саратов, 18 с.

Дружба О.В., Каирова И.А., Кошман М.В. 2020. Социальные сети как пространство интернет-социализации молодёжи. Kant, 1(34): 143–151.

Иванов А.Г., Полякова И.П. 2018. Социальная мифология в пространстве повседневности и масс-медиа. Вестник Пермского университета. Философия Психология. Социология, 1: 5–15.

Иванова А.В. 2018. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности

и препятствия применения. Стратегические решения и риск-менеджмент, 3(108): 88–107.

Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ВШЭ, 608 c.

Кастельс М. 2004. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург., У-Фактория (при участии Гуманитарного ун-та), 328 с.

Кириллова Н.Б. 2006. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., Академический Проект, 448 с.

Козлова Н.С. 2015. Реальная и виртуальная идентичность. Социум и власть, 2(52): 118–121.

Колпинец Е. 2016. Фигура из пустоты: селебриты как феномен цифровой повседневности. Логос, 26(6): 161–188.

Крамаренко Н.С., Сомов Д.С. 2013. Виртуальный мир как новое пространство самоосуществления человека. Вестник Адыгейского государственного университета, 4: 42–48.

Летов Е.В. 2013. Сетевая идентичность в культуре современного информационного общества. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 4(54): 62–65.

Матисон Д. 2013. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. M., Изд-во «Гуманитарный центр», 264 с.

Мудрик А.В. 2009. Человек в процессе социализации: три ипостаси. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 14: 7–16.

Плешаков В.А. 2011. Теория киберсоциализации человека: монография. М., МПГУ; Homo Cyberus, 400 с.

Рачипа А.В., Брусенцева Д.М., Фаткулина Л.А. 2019. Интернет-технологии как средство управления процессом медиасоциализации молодежи. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 2: 230–234.

Саяпин В.О. 2016. Мифы социальной виртуальности и их влияние на общественное сознание виртуальных общин. Манускрипт, 5(67): 170–177.

Фролова И.В. 2018. Сетевая идентичность современного человека: философская рефлексия. Ценности и смыслы, 2(54): 26–38.

Черкашин М.Д. 2021. Виртуальная реальность как феномен культуры: история и современность. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 3(40): С. 33–37.

Wertheim M. 2000. The Pearly Gates of Cyberspace: A History of Space from Dante to the Internet. New York, W. W. Norton & Company, 340 р.


Просмотров аннотации: 123

Поделиться

Опубликован

2022-12-30

Как цитировать

Черкашин , М. Д., & Дагаев , Р. Р. (2022). Медиакультура в процессах социализации молодежи в современном обществе. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(4), 736-746. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-736-746

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество