Социологический потенциал теоретической модели обращения в православие святителя Феофана (Говорова)

Авторы

  • Екатерина Игоревна Уфимцева Саратовский национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583

Ключевые слова:

обращение в православие, социология конверсии, религиозная конверсия, формирование православной идентичности, религиозная социализация

Аннотация

На современном этапе активизации религиозной жизни в её индивидуальных и социальных проявлениях особую значимость представляет изучение проблемы религиозного обращения. Несмотря на наличие публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования отечественного наследия в области социологического изучения процесса обращения россиян в православие. Цель данного исследования – выявить и описать социологический потенциал  концептуальной модели обращения в православие Феофана (Говорова). В результате были выявлены и описаны её содержательные и структурные компоненты: смысловые значения понятия «обращения», основные требования к условиям обращения, структурные элементы процесса обращения, типологические особенности, социальные факторы и результаты обращения. Были выявлены некоторые противоречия рассматриваемой концептуальной модели обращения и предложена её эмпирическая верификация в рамках социологических исследований обращения в православие современных россиян. Автором впервые предложена социологическая концептуализация воззрений Феофана (Говорова) на основные параметры процесса обращения в православие.

Биография автора

Екатерина Игоревна Уфимцева, Саратовский национальный исследовательский университет

доцент кафедры социологии социальной работы, Саратовский национальный исследовательский университет,

г. Саратов, Россия

Библиографические ссылки

Игнатьев А.А. 2017. Конверсия религиозная. В кн.: Энциклопедический словарь социологии религии. Под ред. М.Ю. Смирнова. СПб., Платнововской философское общество, 136–138.

Святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский 2005. Путь ко спасению. М., «Даръ», 554 с.

Смирнов М.Ю. 2011. Социология религии: словарь. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 412 с.

Антонов К.М. 2003. Феномен религиозного обращения и его значение в истории русской мысли. В кн.: История мысли. Русская мыслительная традиция. М., Вузовская книга: 4–21.

Ардашева Л.А. 2013. Основные парадигмы в изучении религиозного обращения. Религиоведение, 2: 150–161.¬

Астахова А.С. 2011. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: автореферат диссертация кандидата социологических наук 22.00.04. Казань, 26 с.

Буланова И.С. 2013. Смысловое содержание религиозной конверсии. Религиоведение, 4: 132–138.

Бурнашёва А.А. 2016. Современные отечественные исследования религиозного обращения. Вестник Московского университета. Серия 7 «Философия», 3: 109–120.

Дорофеева Т.В. 2007. Мотивы обращения в кришнаизм в условиях России. Гуманитарные и социальные науки, 2: 28–40.

Еремичева Г.В. 2005. Религиозный поиск и новые религиозные организации (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге). Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 174–192.

Ипатова Л.П. 2006. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06. М., 178 с.

Исаева В.Б. 2014. Социальный механизм религиозной конверсии: на примере петербургской буддийской мирской общины Карма Кагью: диссертация кандидата социологических наук 22.00.06 . СПб., 241 с.

Любимова А.И. 2009. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России. Вестник Русской христианской гуманитарной академии, 10(1): 70–74.

Моравицкий Я.Б. 2005 Католическая община Петербурга: явление конверсии и трансформация властных отношений. Журнал социологии и социальной антропологии, VIII(4): 102–119.

Пронина Т.С. 2015. Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей. Вестник ТГУ, 9(149): 211–219.

Рязанова С.В. 2018. Выбор православия в условиях мировоззренческого плюрализма (Пермский край). Вестник ПСТГУ. Серия I «Богословие. Философия. Религиоведение», 76: 130–144.

Сабирова Г.А. 2004. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений. В кн.: Устная история и биография: женский взгляд. М., Невский Простор: 191–220.

Сгибнева О.И. 2017. Религиозные конверсии в современной России. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. «Философия», 16(1): 80–85.

Тупахина О.В. 2014. Особенности религиозной биографии современных православных христиан (на основе анализа нарративов). В кн.: Социологические аспекты трансформации российского общества: материалы региональной молодёжной научной конференции. Санкт-Петербург, 20–21 июня 2013 г. СПб., Нестор-История: 85–97.

Трофимов С.В. 2014. Индивидуализм и типы религиозных верующих в ранней теории Д. Эрвье-Леже. Вестник Московского университета. Серия 18 «Социология и политология», 4: 204–218.

Уфимцева Е.И. 2020. Современные объяснительные модели религиозной конверсии: ограничения и эвристические возможности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология», 20(4): 426–437. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-426-437/

Фолиева Т.А. 2015. Рациональный/интеллектуальный тип религиозного обращения. В кн.: Психология религии: между теорией и эмпирикой. М., Издательство ПСТГУ: 121–136.

Яшин В.Б. 2019 Выбор веры в XX1 веке: факторы религиозной конверсии жителей Омской области в оценках верующего населения и экспертного сообщества региона. Казанский социально-гуманитарный вестник, 1 (36): 65–70.


Просмотров аннотации: 55

Поделиться

Опубликован

2022-09-30

Как цитировать

Уфимцева, Е. И. (2022). Социологический потенциал теоретической модели обращения в православие святителя Феофана (Говорова). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3), 570-583. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-570-583

Выпуск

Раздел

Религиоведение и социология культуры