Заботливое и критическое мышление: социально-этическое измерение образовательного проекта

Авторы

  • Наталья Петровна Суханова Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-483-489

Ключевые слова:

критическое мышление, принцип заботы, образование, обучение, сообщество исследователей, логика, методология

Аннотация

Значимость критического мышления в инновационных образовательных проектах предполагает обращение к нахождению средств и способов для развития рассуждающей мыслительной деятельности. Проблема переориентации традиционной информационной образовательной стратегии ставит вопросы осмысления модели «обучения как исследования». Площадкой для внедрения методологических принципов исследовательского образования выступает университетский курс «Логика и критическое мышление». Многослойность процесса мышления подразумевает интегративный характер его когнитивных компонентов и требует изучения феномена критического мышления с учетом обращения к концепту «заботливое мышление». Теоретические основания прагматизма-инструментализма анализируются с целью выявления структуры превращения проблемной ситуации в разрешенную в условиях организации обучения навыкам критического мышления как исследовательскому процессу. Научную новизну представляет понимание «заботы» в рамках изучаемого образовательного проекта с точки зрения прокламирования и внедрения принципов работы учебной группы как сообщества исследователей. Показаны результаты социально-этического характера, полученные в ходе реализации программы курса «Логика и критическое мышление», методологической установкой которого является ориентация на заботливое мышление. 

Биография автора

Наталья Петровна Суханова , Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»,

г. Новосибирск, Россия

ORCID: 0000-0003-2601-8236

Библиографические ссылки

Болотникова Е.Н. 2015. Забота о себе: между эгоизмом и альтруизмом. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс, 3-6 (28): 15–19.

Валеева Л.А. 2007. Логический метод обучения Джона Дьюи. Фундаментальные исследования, 6: 50–52.

Довгаленко Н.В. 2017. Настоятельность будущего: онтологический аспект. Вояджер: мир и человек, 9: 239–243.

Дудина М.Н. 2019. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности. Философия образования, Т. 19, 2: 20–35.

Дьюи Д. 2000. Демократия и образование. М., Педагогика-Пресс, 382 с.

Дьюи Д. 2002. Общество и его проблемы. М., Идея-Пресс, 160 с.

Карпов А.О. 2020. Знание, способное порождать новое знание: ракурс науки и образования. Вопросы философии, 5: 103–115.

Положенцев А.М. 2011. «Забота о тебе», или место этики в постсоциальном мире. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 2: 44–48.

Прокофьев А.В. 2018. Экономический вызов университету: этическая рефлексия. Ведомости прикладной этики, 51: 9–31.

Рожкова З.И. 2020. Образование для демократии или демократическое образование? Политика и Общество, 4: 39–49.

Суханова Н.П. 2021. Трансформация субъекта образования: экспансия концепта заботы о себе. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 59: 112–120.

Фуко М. 2007. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 677 с.

Шевченко Н.И. 2019. Критическое мышление студентов как ответ на вызовы современной цивилизации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки, 4 (32): 59–66.

Al-Shalabi N. 2015. Critical Thinking Skills: The Recipe for an Overwhelming Success in the 21st Century. International Journal of Humanities and Social Science, Vol. 5, 8: 102–105.

Lipman M. 2001. Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University Press, 316 р.


Просмотров аннотации: 130

Поделиться

Опубликован

2022-10-03

Как цитировать

Суханова , Н. П. (2022). Заботливое и критическое мышление: социально-этическое измерение образовательного проекта. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3), 483-489. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-483-489

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество