Социальные технологии саморазвития первокурсников в период адаптации к новой социальной среде

Авторы

  • Юрий Васильевич Шмарион Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова - Тян-Шанского
  • Антон Павлович Волков Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-199-209

Ключевые слова:

саморазвитие студентов, социальное управление, социальные технологии саморазвития

Аннотация

Находясь в динамическом процессе перехода из одной образовательной среды (школьной) в другую (вузовскую), студенты, в силу объективных причин, не могут идентифицировать параметры и факторы, которые определяют ключевые характеристики оптимального саморазвития. В этой ситуации условия саморазвития студента должно обеспечиваться созданными на научной основе авторскими инновационными социальными технологиями, разработанные самим студентом, и он сам является исполнителем этой технологии. В связи с этим в данной работе представлены результаты исследования социального портрета первокурсников в период адаптации, которые послужили основой для разработки социальных технологий саморазвития студентов. В сборе эмпирических данных использовались метод анкетного опроса, работа с документами, интервьюирование. Авторами разработана двухконтурная система социального управления процессом саморазвития студентов и социальная технология, реализующая управленческий цикл процесса саморазвития студента. Предложен циклический алгоритм, реализующий управленческий цикл совокупностью укрупненных социально-технологическими процедур.

Биографии авторов

Юрий Васильевич Шмарион , Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова - Тян-Шанского

профессор кафедры социологии и управления, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия.

Антон Павлович Волков, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

магистрант, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия

Библиографические ссылки

Азими Сайедамин. 2017. Дистанционные образовательные технологии как средство саморазвития студентов. URL: https://www.dissercat.com/content/distantsionnye-obrazovatelnye-tekhnologii-kak-sredstvo-samorazvitiya-studentov (дата обращения: 23.03.2022).

Валеева Н.Ш., Фролова Ф.Ф. 2019. Компетенция профессионального саморазвития: сущность и формирование у студентов. М., РУСАЙНС, 120 с.

Васильева Г.Ф. 2018. Дорожная карта студента-первокурсника как технология развития и саморазвития в условиях университетского образования. В кн.: Актуальные проблемы развития личности в современном обществе

материалы международной научно-практической конференции. Изд. Псковский государственный университет, 79–83.

Вялых В.В., Неволина В.В. 2015. Проблема саморазвития личности в свете философского осмысления. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Грамота, 12: 36–38. URL: www.gramota.net/materials/3/2015/12-3/ (дата обращения: 23.03.2022).

Гаранина Ж.Г. 2020. Мотивация профессионального саморазвития студентов вуза, использующих дистанционные образовательные технологии. Вестник донецкого национального университета. Серия Д: филология и психология, 1: 133–137.

Зонис М.М., Казин Ф.А., Мальчукова А.Л., Оленина Е.В., Причисленко А.Г. 2016. Жизненная навигация: технологии саморазвития личности студента в процессе обучения в вузе. СПб., Университет ИТМО, 109 с.

Исаева М.Р., Сайдалиева М.Р. 2017. Технологии саморазвития личности. European research, 5(28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-samorazvitiya-lichnosti (дата обращения: 05.03.2022).

Мокерова Ю.В. 2006. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях: социологический анализ. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. Екатеринбург.

Огнев А.С. 2013. Персональный навигатор. Рабочая тетрадь. МГГУ им. Шолохова, 110 с.

Орлова И.Б. 2019. Социальные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., Издательство Юрайт, 174 с. URL: https://urait.ru/bcode/431592 (дата обращения: 23.03.2022).

Ульянова, Л.И. 2015. Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования. Материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь, Меркурий, 242–245. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7625/ (дата обращения: 23.03.2022).

Шамсутдинова Т.М. 2013. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/viewFile/229/233 (дата обращения: 23.03.2022).

Rokich's method "Value orientations": the pros and cons URL: https://ilovevaquero.com/samosovershenstvovanie/102025-metodika-rokicha-cennostnye-orientacii-plyusy-i-minusy.html (дата обращения: 25.04.2022).

Wheel of life tool of Paul J. Mayer. Examples and Instructions. URL: https://www.lifecoach-directory.org.uk/content/wheel-of-life-tool.html (дата обращения: 25.04.2022).

Caroline Arnold. Small Move, Big Change: Using Microresolutions to Transform Your Life Permanently. URL: https://www.amazon.com/Small-Move-Big-Change-Microresolutions/dp/0143126164 (дата обращения: 25.04.2022).

Personal Well-Being Centre. URL: https://www.personalwellbeingcentre.org (дата обращения: 24.03.2022).

Positive Psychology Center. URL: https://ppc.sas.upenn.edu/services/penn-resilience-training (дата обращения: 24.03.2022).


Просмотров аннотации: 117

Поделиться

Опубликован

2022-07-04

Как цитировать

Шмарион , Ю. В., & Волков, А. П. (2022). Социальные технологии саморазвития первокурсников в период адаптации к новой социальной среде. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(2), 199-209. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-199-209

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии