КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНОГО В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (К РАЗМЫШЛЕНИЯМ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА (ГОВОРОВА))

Авторы

  • П.А. Ольхов Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • И.В. Гончаренко Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-172-182

Ключевые слова:

философско-религиозная антропология, христианская философия, индивидуальность, личность, общение, кеносис, экклесия

Аннотация

Исследование трудов епископа Феофана (Говорова) в контексте интеллектуальной истории XIX в. позволяет характеризовать его стиль мышления как холистичный, дефрагментирующий философские, богословские и естественнонаучные суждения о человеке в общей связи с христианской традицией – патристическими представлениями, ученой премудростью и аскетической практикой христианского совершенствования. Авторы предполагают причастность епископа Феофана к пока что малоизученному в России антропологическому движению (teologia anthropologica), поддержанному в начале XIX в. в энциклопедическом круге митрополита Филарета (Дроздова). Проведенный анализ дает возможность трактовать антропологические установки епископа Феофана в связи с платоническими началами русского философско-религиозного самосознания, укорененного в доктринальном исповедании восточной христианской традиции. Отмечено, что представление о человеке целостном в трудах епископа Феофана дает себя знать в его толкованиях причастности человека к Божественному и Сверхъестественному (в теофании и теозисе). Человек целостный, в понимании епископа Феофана, не только онтологически возможен, но и вечно нов: мыслитель трактует его индивидуальность как принципиально неодинокую, личностную, возрождаемую и возрождающуюся в общности (экклезиально), собственным устремлением и в соединении с нетварными Божественными энергиями приобщающуюся к Логосу. Сделан вывод о том, что обстоятельные размышления епископа Феофана о человеке целостном продуктивно соотносятся с современными проблемами философско-религиозной (христианской) антропологии и перспективами их решения.

Библиографические ссылки

Алексенко О.В. 2016. Интерпретация свт. Феофаном Затворником антропологии св. апостола Павла. М., 215 с.

Бердяев Н.А. 2007. Алексей Степанович Хомяков. URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/aleksey-stepanovich-homyakov/chitat-onlayn/page-4/ (дата обращения: 30 ноября 2019).

Вальверде К. 2000. Философская антропология. Пер. с исп. Г. Вдовиной. Под ред. Е. Гейнрихса. М., Христианская Россия: 412 с.

Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины. 1997. Экклезиология в отечественном богословии. К., 512 с.

Гаврюшин Н.К. 1997. Русская религиозная антропология. Том 1. URL: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/russkaja-religioznaja-antropologija-tom-1/ (дата обращения: 18 декабря 2019).

Доброхотов А.Л. 2000. Философия и христианство. Сборник докладов конференции «Христианство и философия». М., Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ: 5–21.

Дронов Михаил, протоиерей. 1998. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века. Альфа и Омега, 4: 255–271.

Ермичев А.А. 2014. Имена и сюжеты русской философии. СПб., Наука: 710 с.

Зеньковский В.В. 1991а. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., Эго.: 221 с.

Зеньковский В.В. 1991б. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л., Эго: 280 с.

Зеньковский В.В. 1991в. История русской философии. Т. 2. Ч. 1. Л., Эго.: 256 с.

Зеньковский В.В. 1991г. История русской философии. Т. 2. Ч. 2. Л., Эго.: 269 с.

Иванов М.С. Благодать. В кн.: Православная энциклопедия. 2000. Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия». URL: http://www.pravenc.ru/ (дата обращения: 19 ноября 2019).

Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. 2002. Личностность и бытие. Перевод с английского С. Чурсанова. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 10: 22–50.

Карсавин Л.П. 1992. Религиозно-философские сочинения. Т.1. М., Ренессанс: 325 с.

Клеман О. 1992. Личность по учению русских философов XIX–XX веков. Православная община, 6 (12): 52–62.

Корнилий (Зайцев), иеромонах. 2016. Учение святителя Феофана, Затворника Вышенского, о душе человека в контексте православной антропологии. Сергиев Посад: 28 с.

Корольков А.А. 2005. Духовная антропология. СПб., Изд-во СПбГУ: 323 с.

Лосский В.Н. 2003. Боговидение. Перевод с французского В.А. Рещиковой М., Издательство АСТ: 64 с.

Мефодий (Зинковский), иеромонах. 2014. Богословие личности в XIX–XX вв. СПб., Издательство Олега Обышко: 320 с.

Нижников С.А. 2012. Метафизика веры в русской философии. М., ИНФРА-М: 313 с.

Никулина Е.Н. 2016. Антрополого-педагогические воззрения святителя Феофана Затворника: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. М., 31 с.

Новиков Д.В. 2000а. Христианское учение о человеке. Человек, 5: 116–126.

Новиков Д.В. 2000б. Христианское учение о человеке. Человек, 6: 97–108.

Новиков Д.В. 2001. Христианское учение о человеке. Человек, 1: 119–127.

Святитель Феофан Затворник. 2008a. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии в письмах. М., Правило Веры: 462 с.

Святитель Феофан Затворник. 1997. Наставления в духовной жизни. М., Отчий дом: 104 с.

Святитель Феофан Затворник. 2010a. Начертание христианского нравоучения. М., Правило веры: 689 с.

Святитель Феофан Затворник. 2007a. Письма о разных предметах веры и жизни. Собрание писем. М., Правило веры: 592 с.

Святитель Феофан Затворник. 2007b. Письма о христианской жизни. М., Правило веры: 448 с.

Святитель Феофан Затворник. 2004. Послание святого апостола Павла к Ефесянам. М., Правило Веры: 644 с.

Святитель Феофан Затворник. 2005. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составил игумен Феофан (Крюков). М., Даниловский благовестник: 680 с.

Святитель Феофан Затворник. 2008b. Рукописи из кельи. М., Правило Веры: 700 с.

Святитель Феофан Затворник. 2010b. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., Отчий дом: 424 с.

Святитель Феофан Затворник. 1898. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., Афонский русский Пантелеимонов монастырь: 240 с.

Святитель Филарет (Дроздов). 1885. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 1. СПб., Синодальная типография: 531 с.

Скола А., Маренго Д., Лопес Х. П. 2005. Богословская антропология. М., Христианская Россия: 384 с.

Соловьев B.C. 1989. Чтения о богочеловечестве. Сочинения в двух томах. Философская публицистика. М., Правда: 736 с.

Сухова Н. Ю. 2010. Записки святителей Иннокентия (Борисова) и Филарета (Дроздова) о Духовных школах. Филаретовский альманах, 6: 53–54.

Тертышников Г., архимандрит. 2008. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. М., ДАРЪ: 640 с.

Флоренский П.А. 2002. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М., Лепта: 812 с.

Флоровский Г.В. 1922. В мире исканий и блужданий. Русская мысль, IV. URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/florovsky2.htm (дата обращения: 26 декабря 2019).

Флоровский Г.В. 1991. Пути русского богословия. Вильнюс (репринт: Париж, 1937): 599 с.

Хомяков А.С. 1995. Церковь одна. Сочинения богословские. Публикуется по изданию: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Сочинения богословские. Издание пятое. СПб., Наука: 480 с.

Хоружий С.С. 2001. Антропология православия. В кн.: Новая философская энциклопедия (в 4 томах) под редакцией В.С. Стёпина. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/120/antropologiya-hristianskaya.htm (дата обращения: 25 декабря 2019).

Хоружий С.С. 2003. Богословие соборности и богословие личности: Симфония двух путей православного Богомудрия. URL: http://synergia-isa.ru/biblioteka /biblioteka-horuzhij/#H (дата обращения: 25 декабря 2019).

Хоружий С.С. 1994. После перерыва. Пути русской философии. СПб., Алетейя: 448 с.

Хохлова А.Б. 2011. Инновационно-эвристическое значение наследия Феофана Затворника для развития современного российского образования: диссертация ... кандидата педагогических наук. Курск: 218 с.

Чурсанов С.А. 2014. Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века. М., Издательство ПСТГУ, 264 с.

Ширяев Г. 2001-2003. Антропология Святителя Феофана Затворника Вышенского. Русское самосознание. № 8: 142-162, № 9: 48-78, № 10: 163-175.

«Antropologia theologica»: rationality as a turning point of the Russian orthodox thought Igor Goncharenko, Aleksandr Litvinenko, Olga Nifontova, Irina Strakhova. APPSCONF. 2019. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13 /shsconf_appsconf2019_01001 /shsconf_appsconf2019_01001. html (дата обращения: 07.09.2019).

Yannaras Ch. 2012. Person, Essence, and Energies [Online] URL: http://synaxisstudy.blogspot.com/2012/04/dr-christos-yannaras-person-essence-and.html (дата обращения: 28 декабря 2019).


Просмотров аннотации: 693

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Ольхов, П., & Гончаренко, И. (2020). КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛОСТНОГО В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (К РАЗМЫШЛЕНИЯМ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА (ГОВОРОВА)). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(1), 172-182. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-172-182

Выпуск

Раздел

Научные сообщения