ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОГО И НЕВОЗМОЖНОГО

Авторы

  • А.С. Алехнович Институт философии РАН

DOI:

https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-148-157

Ключевые слова:

рефлексия, трансгрессия, проект, экзистенция, человек, трансценденция, сознание, субъект, возможное, невозможное

Аннотация

В XXI веке антропологическая рефлексия сталкивается с проблемой онтологического разрыва
между трансформацией современного человека и возможностями его самопознания соотносить
мощь технологического гнозиса с условиями своего существования и проекциями сознания. Пред-
ставлен экзистенциально-феноменологический анализ пределов антропологического проектиро-
вания с позиции возможного и невозможного. Автор предлагает концепты антропологической
формы и антропологического содержания, которые образуют проективный круг: понимание свое-
го бытия человеком неотделимо от самого бытия. Экзистенциалами этого круга оказываются ре-
флексивность, историчность, трансцендентность и трансгрессивность. Проективность человека –
сложный феномен, который раскрывается на экзистенциальном и рефлексивном уровнях его су-
ществования. Первый уровень создает основу человеческой субъективности, второй – создает
возможность для проектной деятельности. Сделан вывод, что в условиях радикальных трансфор-
маций экзистенциальный способ бытийно-исторического устройства остается онтологическим
проектом человеческого самопонимания.

Библиографические ссылки

Батай Ж. 2006. «Проклятая часть»: Сакральная социология. Пер. с фр. М., Ладомир, 742 с. (Bataille G. La Part Maudite. Paris, Minuit. 1999. 232 p).

Веряскина В.П. 2015. Трансформация человека в обществе модерна. М., ИФ РАН, 223 с.

Генисаретский О.И. 2016. Философия проектности: Из истории проектной культуры второй половины ХХ века. М., URSS; ЛЕНАНД, 400 с.

Дескола Ф. 2012. По ту сторону природы и культуры. Пер. с фр. М., Новое литературное обозрение. 584 с. (Descola P. Par-delà nature et culture. Paris, Gallimard. 2005. 623 p.)

Дорофеев Д.Ю. 2007. Суверенная и гетерогенная спонтанность. СПб.: Изд-во СПбГУ. 672 с.

Каштанова С.М. 2016. Трансгрессия как социально-философское понятие: дис. ... канд. философских наук: 09.00.11. СПб. 203 с.

Кожев А.В. 2003. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. СПб.: Наука. 792 с. (Kojève A. Introduction a la lécture de Hegel. Paris, Gallimard, 1947. 714 p.

Резник Ю.М. 2016. Феноменология человека: бытие возможного. М.: Канон+. 632 с.

Рябушкина Т.М. 2011. Круг рефлексии: в поисках выхода. Философские науки. № 4: 128–142.

Савчук В.В. 2012. Топологическая рефлексия. М., Канон+, 2012. 416 с.

Сартр Ж.-П. 2009. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. Пер. с фр. М., АСТ. 925 с. (Sartre J.-P. L'être et le néant: Essay d'ontologie phénoménologique. Paris: Gallimard, 1943)

Смит Р. 2014. Быть человеком: историческое знание и сотворение человеческой природы. Пер. с англ. М., Канон+. 368 с. (Smith R. Being human: historical knowledge and the creation of human nature. New York, 2007. 288 p.)

Фаритов В.Т. 2016. Трансгрессия и трансценденция как онтологические перспективы дискурса: дис. … док. философских наук. Ульяновск. 317 с.

Фуко М. 1994. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. Спб., A-cad. 408 с. (Foucault M. Les mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. Paris, Gallimard, 1966. 400 p.)

Фуко М. 2002. Что такое Просвещение? В кн.: Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. Пер. с фр. М., Праксис. С. 335–360. (Foucault M. Qu'est-ce que les Lumières? Dits et Ecrits, T. IV. Paris, 1984. Pp. 562-578).

Хабермас Ю. 2003. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. М., Весь Мир. 416 с. (Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt am Main, Suhrkamp Verlag. 1985. 450 р.)

Хайдеггер М. 2001. Основные проблемы феноменологии. Пер. с нем. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. 446 с. (Heidegger M. Grundprobleme der Phanomenologie. Frankfurt am Main, Vittorio Klostermann Verlag. 1976. 273 р.)

Хайдеггер М. 2013. Бытие и время. Пер. с нем. М.: Академический проект. 460 с. (Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, Max Niemeyer Verlag. 1967. 450 р.)

Ямпольский М. Настоящее как разрыв. Заметки об истории и памяти. НЛО, 2007. № 83. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/83/ia6.html (Дата обращения: 28.12.2018).

Jackson M., Piette A 2015. What is Existential Anthropology? New-York: Berghahn Books,. 254 p.

Who Comes After the Subject? Ed. by E. Cadava, P. Connor, J.-L. Nancy. New York: Routledge, 1991. 258 p.


Просмотров аннотации: 643

Поделиться

Опубликован

2020-08-05

Как цитировать

Алехнович, А. (2020). ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОГО И НЕВОЗМОЖНОГО. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 45(1), 148-157. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-1-148-157

Выпуск

Раздел

Научные сообщения